Гай Марий, один из самых могущественных людей в истории Римской республики, семикратный римский консул, военачальник, реформатор и третий основатель Рима, как его успешное правление кончилось террором.
Накопление политического веса началось еще в период военный службы. Верность, храбрость и острый гладиус (римский короткий меч) быстро разнесли молву об отчаянном воине среди римских легионов и открыли дорогу на политическую арену. Собственно, эти же качества быстро были подмечены первым военачальником Мария Сципионом Африканским.
В свое время наш храбрый муж пытался получать и получал различные государственные должности в республике, хоть и не всегда честно, даже иногда попадал под суд. Своей прямой и обличительной деятельностью по отношению к знати он наживал неприятелей, но пока ему сопутствовала удача во всем.
Успел побывать во Внешней Испании (та часть Испании, которая ближе к проливу) и стал участником Югуртинской войны, в которой добился больших успехов и прославил свое имя. Отсюда и началась большая карьера Гая Мария. Завоевав себе славу, он прибыл в Рим и добился должности консула. После чего Сенат отправляет новоиспеченного консула в Африку продолжать Югуртинскую войну (в которой он сражался до этого под командованием своего патрона). Война была успешной для Рима и нужно было ее только уверенно завершить. После смерти Гая Мария его обвинял в том, что он украл триумф у своего патрона и не сделал ничего для победы. Тогда же у нас на горизонте объявляется Луций Корнелий Сулла, внесший лепту в победу, но пока не о нем.
Следующие победы, которые закрепят Гая Мария при вершинах власти будут победы над галльскими племенами. Именно в период войны с галлами Мария будут избирать консулом бесчисленное множество раз, по еще более бесчисленным множествам причин. В первую очередь это происходило потому что не было более опытного военачальника в Риме, во-вторых, не было более популярного человека в Риме и третье, самое главное, солдаты не хотели более не за кем идти, кроме как за Гаем Марием. Он столь популярен в республике, что был избран в свое отсутствие, хотя пока закону это запрещалось.
Галлы остались в стороне. Угроза для Рима была ликвидирована, настала пора мирной жизни. Как выяснилось мирная жизнь была совсем не по плечу опытному воину. Добиваться должности консула в период войны это одно, а вот добиваться ее в период спокойствия — это совсем другое. Лавируя между народом и знатью, Гай Марий допустил просчет. В частности, он предал своего союзника Народного трибуна Луция Аппулия Сатурнина. Это человек, который обеспечил прочность положения военачальник в мирное время и помог ему избраться на пост консула дважды. Сторонники сената убили Сатурнина и вместе с тем погубили политическую карьера триумфатора.
Затем началась Союзническая война, восстали италийские племена, которые жили в непосредственной близости к Риму. И в этой войне уже в качестве легата участвовал Гай Марий, в последствии вставший во главе войска (в силу смерти консула), но войну он не закончил, Сенат не стал продлевать полномочия. Другие патриции желали победы и триумфа, ровно как не желали все это отдавать Гаю Марию.
В конце Союзнической войны против Рима поднял голову Митридат из Малой Азии и многие хотели заполучить командование войском, чтобы с ним разделаться. В основном борьба развернулась между Суллой и Марием. Сулла к тому моменту уже успел себя показать и даже стал консулом.
Ряд под ковёрных интриг, заговоры и убийства вот что окружало эту простую и быструю войну. Марий нашел себе соратника, который поднял в городе мятеж против консулов и, в частности, против Суллы. Но Сулла успел бежать из города и прибыть к войскам. В это время в городе Суллу отстранили от командования и назначали Гая Мария. К войску были направленны посланники, которые должны были уведомить солдат о том, что их командующий не имеет полномочий, а новым командующим назначен Гай Марий. Но солдаты были против, они считали, что новый полководец соберет новое войско и соответственно их лишат добычи в этой обогащающей войне. И надо отдать должное Сулле, он не растерялся, он направил свои войска не на Митридата, а на Рим, чтоб избавить дом от «тиранов», по его словам.
Гай Марий пытался остановить мятеж, но безуспешно, ему пришлось бежать из города. Город был занят неприятелем, а сам Марий объявлен вне закона, объявлен предателем и врагом.
В своих скитаниях Марий побывал почти во всем Средиземноморье, в них он подвергался превратностям судьба и внимательно следил за тем, что творилось в его городе. А в городе было неспокойно, Сулла еще не сумел установить свою диктатуру и искоренить всех своих недоброжелателей. Его даже хотели приставить к суду, но это не произошло потому что он быстро ретировался на войну с Митридатом. Марий все это знал и потому решил вернуться. Сначала его войско было не больше 1000, но постепенно идя все глубже в Италию он обрастал, его войско достигло 7000 человек. Он смог отрезать город от поставок и войти в него без боя, в таких условиях сенат сдался.
В самом городе Гай Марий устроил расправу над всеми, кого считал подозрительным. Не избежали участи знатные и должностные лица с их семьями. В седьмой раз Марий стал консулом без выборов, по собственному решению. Это был его последний консулат. Он умер. Обессилевший, с постоянной бессонницей и пьянством, которым он начал предаваться в поисках умиротворения. Он оставил обескровленный Вечный город на удачу Сулле.