С 1979 года Иран живет под санкциями, которые иногда ослаблялись, но затем снова усиливались. Наверное такого опыта нет больше ни у одной страны в мире(Северную Корею не беру в расчет, так как в экономико-политическом плане это очень разные страны)
Сегодня я посмотрел выпуск Алексея Пивоварова из Ирана, который он опубликовал на своем ютуб-канале "Редакция". В определенные моменты, при просмотре данного видео, у меня возникала мысль, что люди там хорошо живут. Если это и есть подсанкционная жизнь, то ведь ничего страшного в ней нет!
На первый взгляд в Тегеране есть всё, что нужно: на дорогах много машин, строятся квартирные дома, люди посещают торговые центры, в которых могут покупать любую одежду, и даже "подсанкционные айфоны"! Да, в Иране можно купить айфон и любую другую технику, которая продается в любой другой неподсанкционной стране.
Вот я смотрю этот выпуск, и замечаю, что в Тегеране много кафе и барбершопов, сфера услуг никуда не исчезла, банкоматы имеются во многих местах города, в городе доступный интернет, а на улицах можно найти даже прокат велосипедов. Ну и в чем разница, между Ираном и любой другой страной? Ведь люди же живут, а некоторые – хорошо живут!
Мне, как стороннему наблюдателю вообще не видно было разницы.
Но многое становится понятно, если послушать комментарии тех людей, у которых Алексей брал интервью. Дело в том, что в иранском обществе давно возникла огромная потребность в отмене санкций.
Ведь когда в 2015 году Обама снял часть санкций с Ирана, в страну хлынули многие западные компании и инвестиции, что открыло массу новых возможностей. Для страны открылся путь к бурному экономическому росту. Новые рабочие места. И население, особенно молодёжь, сразу почувствовало эту возможность.
До этого, в стране наблюдалась высокая инфляция и постоянное обесценивание местной валюты. Отмена санкций могла поспособствовать укреплению национальной валюты и уменьшению инфляции. Граждане, всю жизнь прожившие в условиях санкций, их отмену воспринимали как праздник. Такие успехи в переговорном процессе в обществе считались высоким политическим достижением! Представьте, страна из изгоя, превращалась в открытую для всего мира.
Но когда к власти пришел Трамп, то 8 января 2017 года он вернул ранее введенные санкции и Иран снова оказался в изоляции. Западным компаниям пришлось уйти, некоторые проекты оказались свернутыми, например Иран не успел получить большую партию новых гражданских самолетов. В стране снова вернулось ощущение изоляции и отсутствия перспектив для экономического роста.
Но зачем нужен этот экономический рост, если в Иране итак есть всё что нужно?
В выпуске было показано интервью, которое Алексей брал у владельца гостиницы в Тегеране. На вопрос, об отмене санкций, бизнесмен ответил, что это без сомнения будет полезно всему бизнесу, так как санкции парализуют:
«Самый эффективный инструмент для любого бизнеса, это деньги и денежные переводы. Если нет инструмента для перевода денег, вы толком не можете ничего сделать»
Эту простую истину понимают в Иране. Конечно, как было видно из выпуска Алексея Пивоварова, страна научилась обходить и банковские санкции, используя посредников, но это очень неэффективно и приводит к увеличенным комиссиям. В таких условиях любое развитие затруднено. А отсутствие развития приводит к стагнации и обесцениванию труда в виде высокой инфляции.
Да, в стране могут быть многие товары и услуги, но вот быстрое обесценивание денег приводит к тому, что большинство не может этим пользоваться. Хорошая красивая жизнь, с торговыми центрами, кафе и велопрокатом остаётся где-нибудь в столице, в Тегеране, а на периферии – упадок, бедность и «безперспективняк».
В Иране многие это понимают, а поэтому общество жаждет отмены санкций. Это прекрасно отражено в выпуске канала "Редакция".
Хороший риторический вопрос задает в конце своего видео Алексей Пивоваров:
«Жизнь под санкциями возможна, Иран это прекрасно доказывает, но главный вопрос – ради чего?»
Вот обсуждаемое видео