Эра автобусов Икарус в России закончилась... Ну, почти. Так, 15 октября 2023 года ещё один город завершил эксплуатацию легендарных венгерских гармошек: последнюю свою изюминку потерял Курск, который и сам по себе далеко не подарок, а без Икарусов, на мой взгляд, делать там совсем уж нечего. Не говоря уже о том, что можно попасть под дождь из беспилотников.
Но это - сейчас, а в 2021 году по Курску ездили около 20 различных Икарусов: как короткие, так и гармошки, а самый старый попавшийся нам тогда автобус был 1989 года выпуска.
Что ещё мы увидели в Курске в 2021 году? Об этом я расскажу в одной из следующих публикаций, а также подробно поведаю и о поездке в Курск 15 октября 2023 года, краткий пересказ которой вы можете посмотреть вот тут.
Насколько ужасен город Курск, настолько же прекрасна окружающая его Курская область с её чарующими пейзажами: леса, холмы, реки и бескрайние поля можно разглядывать из окошка поезда бесконечно. Вот туда мы с вами и отправимся: посмотрим, какие поезда ездят в этих местах, достойных кисти лучших художников-пейзажистов.
Но прежде напоминаю вам о телеграм-канале "Всё, что движется", где я и несколько других транспортных авторов с Дзена анонсируем свои публикации. А также - оглавление и правила поведения на моём канале:
Выезд состоялся 12 июня 2021 года в 5 вечера на № 109 сообщением Москва - Анапа. После закрытия на реконструкцию Курского вокзала этот поезд стал ходить с Киевского. Он доезжает до Калуги с электровозом ЧС7, далее к нему прицепляют тепловоз 2М62У, и он отправляется в сторону Тулы по ранее малодеятельной однопутной железнодорожной линии. Это до 2021 года там ходили лишь несколько пригородных дизелей да полтора грузовых поезда, теперь же пассажирские поезда, да ещё и с тепловозами "Машками" ходят здесь табунами, а в 2022 году их стало ещё больше, так как в южные города перестали летать самолёты.
Билеты у нас были до станции Щигры, находящейся где-то между Воронежем и Курском. Железнодороджная линия здесь не самая оживлённая, но мы надеялись кроме гарантированных двух пассажирских заснять хотя бы один товарняк, да чтобы в голове стояло не что попало, а 3ТЭ10М - тепловоз, которых в ближайшие пару лет может совсем не остаться.
Вокзал на станции Щигры очарователен. Он не облеплен сайдингом и не покрашен в корпоративные цвета, хотя РЖД обожает этим заниматься.
Кроме того, рядом с вокзалом расположена экспозиция с боевыми машинами. За последние полтора года хочешь - не хочешь, а начнёшь разбираться в военной технике, и, если я правильно всё понимаю, то шестиколёсная машина с ракетой - это комплекс "Точка У", которого уже давно нет на вооружении российской армии.
Проводив наш поезд, мы отправились в направлении Курска, на перегон Щигры - Охочевка. Атмосфера была завораживающая: туман ещё не успел рассеяться, низкое, но уже тёплое утреннее солнце радует глаз, заливая своим светом всё вокруг, в деревне голосят петухи, а на деревьях щебечут разнообразные птицы, среди которых, разумеется, и знаменитые курские соловьи. Хотя, кого я обманываю? Они поют точно так же, как и московские.
Спустя километр мы вышли на открытое место без теней на путях, где нас застал врасплох первый в тот день товарняк с интересным тепловозом 3ТЭ10М-1345 1988 года постройки. Ну и о какой красоте Курской области можно говорить, если фотография сделана из канавы, да ещё и с внешней стороны кривой, из-за чего совсем не виден собственно поезд?
На станции Щигры грузовой поезд скрестился с пригородным, в роли которого выступил рельсовый автобус РА1-053. Сама по себе эта заводная табуретка не является редкостью: построено их 94 штуки (включая несколько электровозов в таком кузове для Московского метро), а выпускались они серийно с 2005 по 2006 год в подмосковных Мытищах. Но особенность конкретно этого экземпляра в том, что он сохранил свою заводскую окраску: серый кузов с белой обводкой кабины и с российским флагом на боку. В ноябре 2021 года вагон прошёл капитальный ремонт в Москве и скорее всего, уже потерял этот симпатичный внешний вид, превратившись в красно-серую коробку.
Далее мы прошли ещё около километра до места, где начались выемки, и с этих выемок сделали две примерно одинаковых фотографии проходящих в сторону Курска пассажирских поездов. Первым оказался ТЭП70БС-163 в корпоративных цветах РЖД - ничего интересного, учитывая, что мог приехать такой же в заводском красном окрасе.
Следующий пассажирский ехал с более старым тепловозом серии ТЭП70. Как и ТЭП70БС, эти строились в Коломне до 2006 года, а первый локомотив этой серии появился в 1973-м. Но интересно, конечно же, не это, а раскраски этих тепловозов, ведь на каждой дороге, а иногда и в каждом депо ТЭП70 получали уникальные цветовые схемы, обзор которых вы сможете посмотреть по ссылке в конце. Но к нам, конечно же, приехал тепловоз в корпоративных цветах, да ещё и с убогим оранжевым прямоугольником на половину морды.
Спустя полчасика в обратном направлении проследовал сборный грузовой поезд с Щигров в сторону Воронежа: несколько полувагонов и чехословацкий тепловоз ЧМЭ3, покрашенный в корпоративные цвета российских железных дорог. Не самый выдающийся подвижной состав, зато глаз радует рассеянный туманом утренний контровой свет, отражающийся на бортах вагонов и на капоте тепловоза.
Поняв, что трёх фотографий с одного перегона нам предостаточно, мы решили сменить место съёмки и вызвали такси, на котором доехали до станции Удобрительная, неподалёку от которой заняли небольшой холм. Место там оказалось ещё лучше: с холма открывается вид на бескрайние просторы курских полей, в которых длинный грузовой поезд смотрелся бы очаровательно, но вместо него только проехал в обратную сторону РА1-053, а чуть позже - пассажирский, который был снят на видео (ссылка в конце).
Рядом с нашим холмом соседствует эта явно искусственная гора. Что она скрывает, я понятия не имею, но очень надеюсь, что это не закопанный мусор, ибо мусор нужно перерабатывать для вторичного использования.
Не солоно хлебавши, мы вновь вызвали такси и поехали на станцию Охочевка, которая интересна тем, что к ней примыкает полумёртвая ветка на Колпны, куда ходит один пригородный поезд по выходным, а также изредка крошечные грузовые на пару-тройку вагонов. И здесь нам, наконец, повезло, потому что стоило нам только выйти из автомобиля, как сразу из кустов появилась мордаха тепловоза 2ТЭ10У, который тащил путевую машину - струг-снегоочиститель СС1М. Эта штуковина предназначена для нарезки и очистки кюветов, планировки откосов а зимой, исходя из названия, она очищает пути от снега. Машина находилась в работе, так что ехала вся эта конструкция не более 5 километров в час.
Напротив нас поезд остановился. Работники путевой машины открыли пневматические краны и она медленно сложила свои ножи, закончив работу, после чего тепловоз снялся с тормозов и покатился вместе с ней под горку на станцию Охочевка. Встречей с 2ТЭ10У я остался доволен: их век подходит к концу, учитывая массовые поставки тепловозов 2ТЭ25КМ во все депо подряд.
После этого мы немного постояли около переезда в надежде сфотографировать какой-нибудь грузовой поезд - например, 2ТЭ25КМ, который откуда-то появился на станции Удобрительная. Но - нет. Он взял состав и поехал в противоположную от нас сторону - к Воронежу.
Настало время уезжать в Курск, ведь Икарусы сами себя не отснимут. До отправления пригородного поезда со станции Охочевка оставалось не так много времени, и мы в третий раз вызвали такси, которое привезло нас к небольшому и очень уютному вокзальчику, построенному в советские годы по типовому проекту взамен утраченного деревянного здания. Здесь прекрасно всё, за исключением окраски. Зелёный цвет, в который здание придумал покрасить умный архитектор? Ха-ха, да кто он такой перед корпоративным стилем великих и ужасных российских железных дорог? Вот серый, вот красный, что ещё вам надо, нытики? Здание есть? Есть. Ремонт есть? Есть. Отопление есть? Есть. Вот и не выпендривайтесь. Скажите спасибо, что это не железный сайдинг с ближайшего строительного рынка.
Но главная изюминка вокзала - это, конечно же, станционная табличка, представленная прямоугольной доской, на которую каждая буква прикреплена отдельной деталью, а также фрагмент электровоза, соседствующий с флагами Курска и Российской Федерации. Умели же раньше делать подобные детали. Спасибо, что её не содрали, заменив стандартной убогой серой доской с приклеенными буковками.
Внутри вокзала, помимо служебных помещений, есть небольшой простецкий, но очень уютный зал ожидания со старинными чугунными радиаторами, которым не страшна, пожалуй, и ядерная война, с одинокой четырёхместной скамейкой, с непонятно зачем нужным здесь письменным столиком, а венчает эту композицию зимний пейзаж в рамке. Если вы знаете, что это за картина, то пишите в комментариях.
Долго осматривать вокзал нам не пришлось: уже через 15 минут появился РА1-053, локомотивная бригада которой наверняка была рада видеть нас уже в третий раз. В вагоне большинство мест были заняты, но мы всё же нашли, куда приземлиться и в полудрёме доехали до Курска - одного из самых ужасных, на мой личный взгляд, городов. Почему я так считаю - рассказал во второй части рассказа, ссылка будет в конце статьи.
Хорошо было на железной дороге Курск - Воронеж в 2021 году! Бесподобные пейзажи, милые советские вокзалы, малопосещаемые глухие места - в таком антураже и красно-серые локомотивы смотрятся приятно. Жаль только, что сейчас, вследствие гениальных решений, на эту ветку лучше лишний раз не соваться, ведь есть риск часиков шесть провести в не самой приятной компании, и, судя по всему, сделать новые красивые фотографии поездов в этих краях получится не скоро.
Продолжение, уже в самом Курске:
Смотрите также: