Найти тему
Блог ЖД фотографа

Курск - Воронеж: как выглядит железнодорожная линия, на которую сейчас лучше не соваться.

Эра автобусов Икарус в России закончилась... Ну, почти. Так, 15 октября 2023 года ещё один город завершил эксплуатацию легендарных венгерских гармошек: последнюю свою изюминку потерял Курск, который и сам по себе далеко не подарок, а без Икарусов, на мой взгляд, делать там совсем уж нечего. Не говоря уже о том, что можно попасть под дождь из беспилотников.

Пригородный Икарус с прислонно-сдвижными дверями в Курске. 2021 год.
Пригородный Икарус с прислонно-сдвижными дверями в Курске. 2021 год.

Но это - сейчас, а в 2021 году по Курску ездили около 20 различных Икарусов: как короткие, так и гармошки, а самый старый попавшийся нам тогда автобус был 1989 года выпуска.

Две вещи, которые скрашивали Курск.
Две вещи, которые скрашивали Курск.

Что ещё мы увидели в Курске в 2021 году? Об этом я расскажу в одной из следующих публикаций, а также подробно поведаю и о поездке в Курск 15 октября 2023 года, краткий пересказ которой вы можете посмотреть вот тут.

Насколько ужасен город Курск, настолько же прекрасна окружающая его Курская область с её чарующими пейзажами: леса, холмы, реки и бескрайние поля можно разглядывать из окошка поезда бесконечно. Вот туда мы с вами и отправимся: посмотрим, какие поезда ездят в этих местах, достойных кисти лучших художников-пейзажистов.

Курская область. Неподалёку от Льгова.
Курская область. Неподалёку от Льгова.

Но прежде напоминаю вам о телеграм-канале "Всё, что движется", где я и несколько других транспортных авторов с Дзена анонсируем свои публикации. А также - оглавление и правила поведения на моём канале:

Выезд состоялся 12 июня 2021 года в 5 вечера на № 109 сообщением Москва - Анапа. После закрытия на реконструкцию Курского вокзала этот поезд стал ходить с Киевского. Он доезжает до Калуги с электровозом ЧС7, далее к нему прицепляют тепловоз 2М62У, и он отправляется в сторону Тулы по ранее малодеятельной однопутной железнодорожной линии. Это до 2021 года там ходили лишь несколько пригородных дизелей да полтора грузовых поезда, теперь же пассажирские поезда, да ещё и с тепловозами "Машками" ходят здесь табунами, а в 2022 году их стало ещё больше, так как в южные города перестали летать самолёты.

На станции Калуга-1 наш поезд взяла на тягу брянская "Машка"
На станции Калуга-1 наш поезд взяла на тягу брянская "Машка"

Билеты у нас были до станции Щигры, находящейся где-то между Воронежем и Курском. Железнодороджная линия здесь не самая оживлённая, но мы надеялись кроме гарантированных двух пассажирских заснять хотя бы один товарняк, да чтобы в голове стояло не что попало, а 3ТЭ10М - тепловоз, которых в ближайшие пару лет может совсем не остаться.

Вокзал на станции Щигры очарователен. Он не облеплен сайдингом и не покрашен в корпоративные цвета, хотя РЖД обожает этим заниматься.

Вокзал на станции Щигры
Вокзал на станции Щигры

Кроме того, рядом с вокзалом расположена экспозиция с боевыми машинами. За последние полтора года хочешь - не хочешь, а начнёшь разбираться в военной технике, и, если я правильно всё понимаю, то шестиколёсная машина с ракетой - это комплекс "Точка У", которого уже давно нет на вооружении российской армии.

Ну приехали, военная техника на канале про поезда.
Ну приехали, военная техника на канале про поезда.

Проводив наш поезд, мы отправились в направлении Курска, на перегон Щигры - Охочевка. Атмосфера была завораживающая: туман ещё не успел рассеяться, низкое, но уже тёплое утреннее солнце радует глаз, заливая своим светом всё вокруг, в деревне голосят петухи, а на деревьях щебечут разнообразные птицы, среди которых, разумеется, и знаменитые курские соловьи. Хотя, кого я обманываю? Они поют точно так же, как и московские.

Утренний туман на перегоне
Утренний туман на перегоне

Спустя километр мы вышли на открытое место без теней на путях, где нас застал врасплох первый в тот день товарняк с интересным тепловозом 3ТЭ10М-1345 1988 года постройки. Ну и о какой красоте Курской области можно говорить, если фотография сделана из канавы, да ещё и с внешней стороны кривой, из-за чего совсем не виден собственно поезд?

-8

На станции Щигры грузовой поезд скрестился с пригородным, в роли которого выступил рельсовый автобус РА1-053. Сама по себе эта заводная табуретка не является редкостью: построено их 94 штуки (включая несколько электровозов в таком кузове для Московского метро), а выпускались они серийно с 2005 по 2006 год в подмосковных Мытищах. Но особенность конкретно этого экземпляра в том, что он сохранил свою заводскую окраску: серый кузов с белой обводкой кабины и с российским флагом на боку. В ноябре 2021 года вагон прошёл капитальный ремонт в Москве и скорее всего, уже потерял этот симпатичный внешний вид, превратившись в красно-серую коробку.

РА1-053 на Курск
РА1-053 на Курск

Далее мы прошли ещё около километра до места, где начались выемки, и с этих выемок сделали две примерно одинаковых фотографии проходящих в сторону Курска пассажирских поездов. Первым оказался ТЭП70БС-163 в корпоративных цветах РЖД - ничего интересного, учитывая, что мог приехать такой же в заводском красном окрасе.

ТЭП70БС в корпоративной окраске. Более скучный тепловоз придумать просто невозможно.
ТЭП70БС в корпоративной окраске. Более скучный тепловоз придумать просто невозможно.

Следующий пассажирский ехал с более старым тепловозом серии ТЭП70. Как и ТЭП70БС, эти строились в Коломне до 2006 года, а первый локомотив этой серии появился в 1973-м. Но интересно, конечно же, не это, а раскраски этих тепловозов, ведь на каждой дороге, а иногда и в каждом депо ТЭП70 получали уникальные цветовые схемы, обзор которых вы сможете посмотреть по ссылке в конце. Но к нам, конечно же, приехал тепловоз в корпоративных цветах, да ещё и с убогим оранжевым прямоугольником на половину морды.

-11

Спустя полчасика в обратном направлении проследовал сборный грузовой поезд с Щигров в сторону Воронежа: несколько полувагонов и чехословацкий тепловоз ЧМЭ3, покрашенный в корпоративные цвета российских железных дорог. Не самый выдающийся подвижной состав, зато глаз радует рассеянный туманом утренний контровой свет, отражающийся на бортах вагонов и на капоте тепловоза.

Щигровский вывозной
Щигровский вывозной

Поняв, что трёх фотографий с одного перегона нам предостаточно, мы решили сменить место съёмки и вызвали такси, на котором доехали до станции Удобрительная, неподалёку от которой заняли небольшой холм. Место там оказалось ещё лучше: с холма открывается вид на бескрайние просторы курских полей, в которых длинный грузовой поезд смотрелся бы очаровательно, но вместо него только проехал в обратную сторону РА1-053, а чуть позже - пассажирский, который был снят на видео (ссылка в конце).

РА1-053 в красивом месте
РА1-053 в красивом месте

Рядом с нашим холмом соседствует эта явно искусственная гора. Что она скрывает, я понятия не имею, но очень надеюсь, что это не закопанный мусор, ибо мусор нужно перерабатывать для вторичного использования.

Искусственная гора около станции Удобрительная. Что в ней скрывается - загадка.
Искусственная гора около станции Удобрительная. Что в ней скрывается - загадка.

Не солоно хлебавши, мы вновь вызвали такси и поехали на станцию Охочевка, которая интересна тем, что к ней примыкает полумёртвая ветка на Колпны, куда ходит один пригородный поезд по выходным, а также изредка крошечные грузовые на пару-тройку вагонов. И здесь нам, наконец, повезло, потому что стоило нам только выйти из автомобиля, как сразу из кустов появилась мордаха тепловоза 2ТЭ10У, который тащил путевую машину - струг-снегоочиститель СС1М. Эта штуковина предназначена для нарезки и очистки кюветов, планировки откосов а зимой, исходя из названия, она очищает пути от снега. Машина находилась в работе, так что ехала вся эта конструкция не более 5 километров в час.

2ТЭ10У и путевая машина.
2ТЭ10У и путевая машина.

Напротив нас поезд остановился. Работники путевой машины открыли пневматические краны и она медленно сложила свои ножи, закончив работу, после чего тепловоз снялся с тормозов и покатился вместе с ней под горку на станцию Охочевка. Встречей с 2ТЭ10У я остался доволен: их век подходит к концу, учитывая массовые поставки тепловозов 2ТЭ25КМ во все депо подряд.

После этого мы немного постояли около переезда в надежде сфотографировать какой-нибудь грузовой поезд - например, 2ТЭ25КМ, который откуда-то появился на станции Удобрительная. Но - нет. Он взял состав и поехал в противоположную от нас сторону - к Воронежу.

Тут мог быть поезд.
Тут мог быть поезд.

Настало время уезжать в Курск, ведь Икарусы сами себя не отснимут. До отправления пригородного поезда со станции Охочевка оставалось не так много времени, и мы в третий раз вызвали такси, которое привезло нас к небольшому и очень уютному вокзальчику, построенному в советские годы по типовому проекту взамен утраченного деревянного здания. Здесь прекрасно всё, за исключением окраски. Зелёный цвет, в который здание придумал покрасить умный архитектор? Ха-ха, да кто он такой перед корпоративным стилем великих и ужасных российских железных дорог? Вот серый, вот красный, что ещё вам надо, нытики? Здание есть? Есть. Ремонт есть? Есть. Отопление есть? Есть. Вот и не выпендривайтесь. Скажите спасибо, что это не железный сайдинг с ближайшего строительного рынка.

Но главная изюминка вокзала - это, конечно же, станционная табличка, представленная прямоугольной доской, на которую каждая буква прикреплена отдельной деталью, а также фрагмент электровоза, соседствующий с флагами Курска и Российской Федерации. Умели же раньше делать подобные детали. Спасибо, что её не содрали, заменив стандартной убогой серой доской с приклеенными буковками.

Станционная табличка как произведение искусства
Станционная табличка как произведение искусства

Внутри вокзала, помимо служебных помещений, есть небольшой простецкий, но очень уютный зал ожидания со старинными чугунными радиаторами, которым не страшна, пожалуй, и ядерная война, с одинокой четырёхместной скамейкой, с непонятно зачем нужным здесь письменным столиком, а венчает эту композицию зимний пейзаж в рамке. Если вы знаете, что это за картина, то пишите в комментариях.

-19

Долго осматривать вокзал нам не пришлось: уже через 15 минут появился РА1-053, локомотивная бригада которой наверняка была рада видеть нас уже в третий раз. В вагоне большинство мест были заняты, но мы всё же нашли, куда приземлиться и в полудрёме доехали до Курска - одного из самых ужасных, на мой личный взгляд, городов. Почему я так считаю - рассказал во второй части рассказа, ссылка будет в конце статьи.

Хорошо было на железной дороге Курск - Воронеж в 2021 году! Бесподобные пейзажи, милые советские вокзалы, малопосещаемые глухие места - в таком антураже и красно-серые локомотивы смотрятся приятно. Жаль только, что сейчас, вследствие гениальных решений, на эту ветку лучше лишний раз не соваться, ведь есть риск часиков шесть провести в не самой приятной компании, и, судя по всему, сделать новые красивые фотографии поездов в этих краях получится не скоро.

Продолжение, уже в самом Курске:

Смотрите также: