Нужно быть слепым, чтобы не видеть, как по-армейски однообразны и унылы стали российские локомотивы в последние годы. Безобразно, но однообразно! А я считаю, что такой лозунг совершенно неуместен на гражданке. И сегодня на примере тепловозов ТЭП70 докажу вам, что разнообразие - это всегда хорошо, тем более, что именно за разнообразие расцветок в 2000-е годы эти тепловозы были почти что культовыми у железнодорожных фанатов.
Знакомство с нашим гостем
Тепловозы ТЭП70 строились на Коломенском тепловозостроительном заводе с 1973 по 2006 год для вождения пассажирских поездов, а заодно и в качестве замены более старым машинам ТЭП60 и ТЭП10. В порыве страсти завод наклепал аж 576 штук этих красавцев, и они благополучно расползлись по СССР: Россия, Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Эстония и даже Казахстан.
Тепловоз ТЭП70 получил в народе прозвище "тапок". Кто первым решил пойти на это обзывательство, история умалчивает, однако британским учёным удалось установить, как оно появилось: сначала тепловоз называют ТЭП70, затем упрощают: "ТЭП", затем ласково: "ТЭПка", затем кто-то неправильно расслышал, и вот легендарный красавец-тепловоз породнился с орудием убийства тараканов и пауков.
Первая окраска - "Морковка". Оранжевый верх и низ, разделённые посередине красной полосой, плавно переходящей на лобовые окна, крыша цвета слоновой кости, а также две белые полосы на носу - вот облик тепловоза, прошедшего ремонт на Воронежском тепловозоремонтном заводе.
Знаете, что меня удивляет больше всего в "Морковках"? То, что их выпускали с ремонта в такой окраске аж до 2016 года, при том, что РЖДшный корпоратив появился уже в 2011-м. Благодаря этому феномену "Морковки" встречаются до сих пор, правда, с поблекшими красками и выглядят в большинстве своём печально. По состоянию на март 2023 года осталась одна или две морковки.
Моё отношение к "Морковкам" неоднозначно. С одной стороны, под оранжево-красной краской исчезали необычные фирменные расцветки разных депо, и серия ТЭП70 становилось всё более одноликой. С другой стороны - "Морковка" всяко лучше, чем "корпоратив" от РЖД: хоть тепловозы и стали одинаковыми, красоту они всё-таки сохранили.
Дальше - Малиновый "Тапок" под номером 509 из депо Елец. Как видите, цветовая схема не отличается от "Морковной" - те же линии и полосы, но использованы другие цвета. Вместо оранжевого - малиновый, а красный уступил место... Ох, я даже не знаю, как назвать этот цвет. Глубокий бордовый? Тёмно-красный? Насыщенно-вишнёвый? 8B0000? Белые полосы стали бледно-жёлтыми, а крыша - серой, лично мне такой набор красок по нраву.
Где и когда тепловоз получил такую окраску - мне неизвестно, а потерял предположительно в 2012 году, причём покрасили его не в "Корпоратив", а в одноцветную "Елецкую" схему, как на тепловозе 484, что представлен ниже. Кузов тепловоза стал красно-коричневым, без второго цвета, остались только полосы, которые на мордахе были белыми, а на боку почему-то жёлтыми. Выглядело ли это уныло? По сравнению с тем, что я показал выше - безусловно, но и это решение было не худшим (а худшие я приберегу напоследок).
То, что полоса на кузове была с боков жёлтой а на мордахе - белой, меня немного смущало, однако маляры в депо Елец всё-таки одумались и стали делать полосу целиком жёлтой. Такая мелочь - а облик тепловоза сразу преобразился: это вам не оранжевые квадраты на всю кабину рисовать!
Отложим Юго-Восточную железную дорогу и переместимся на Северную, в депо Иваново. С начала 2000-х и до середины 2010-х оно славилось самым "попугайским" парком тепловозов ТЭП70, причём, в хорошем смысле этого слова. Мне кажется, если отправиться в 2010 год и поставить все их машины на один путь, две одинаковых найдутся не сразу.
Как вам оранжево-бордовый тепловоз (фото 1), эдакий "Апельсин с вишней"? А розовый с бордовым, чем не сладкая конфета в красивой обёртке (фото 2)? А красный с красным (фото 3)? Стоп, что? Красный с красным? Всё верно, самые глазастые могут заметить, что на фото 3 у тепловоза есть два разных оттенка. Мелочь? Мелочь. Приятно? Приятно.
Самым желанным тепловозом была машина 0561 - единственный ТЭП70, с синим верхом, бордовым низом и с "ёлочкой" на мордахе.
Бордовые и синие локомотивы - это, конечно, хорошо.... - подумали руководители РЖД из параллельной вселенной и оставили всё как есть. В нашей вселенной руководители РЖД отправили в депо Иваново корявые чертежи, две фуры с красной и серой краской, бригаду из двух с половиной маляров за полцены, мешок клейкой ленты, десяток швабер, моток половых тряпок и тепловоз ТЭП70-0090. Бедным ивановцам не осталось ничего, кроме как собрать этот подарок в кучу и выпустить из ворот цеха вот такое пугало:
Что тут сказать? Даже корпоративную окраску РЖД можно сделать похабно: жирные линии, отвратительное качество материалов и полное отсутствие чувства вкуса у человека, который принимал тепловоз с покраски и отдавал его в работу. Краска свежая - и хорошо, а на этом его познания в области прекрасного заканчиваются. К счастью, тепловоз в таком виде проработал недолго: в 2014 году его отправили на ремонт в Воронеж, где он был перекрашен... внезапно не в корпоратив, а в "Морковку".
Переносимся в Волгоград. Здесь работали (а может, работают сейчас и читают мою статью) люди с отменным чувством вкуса. Как иначе объяснить появление тепловоза ТЭП70 цвета "Морской волны"? Волгоградские машины по праву считались самыми красивыми в серии, но я думаю, на руку им сыграл и тот факт, что они были далеко от Москвы, а значит, и от большинства ЖД фотографов. А чем сложнее поймать тепловоз, тем тепловоз интереснее - тот же принцип, что у рыболовов.
В Волгограде имелись и другие необычные машины, например, тепловоз ТЭП70-0331 с полностью голубым кузовом, в таком цвете были и другие тепловозы.
В 2000-х годах волгоградцы увидели, как красят ТЭП70 на Южной железной дороге в Украине. Отличная идея! Берём восемь! - обрадовалось руководство депо, и синяя ливрея с белыми вставками перекочевала на российские машины. Однако стопроцентной уверенности в этом нет, тут мне нужна помощь экспертов по истории тепловозов ТЭП70. Эксперты! Кто первым придумал такую окраску? Мы или украинцы?
К слову, посмотрите сами - перед вами тепловоз Южной железной дороги, который я сфотографировал около станции Готня в Белгородской области. Вы не поверите, но это пригородный поезд Готня - Ворожба незадолго до его отмены: голубые украинские вагоны и синий их же тепловоз на русской земле. Как жаль, что подобную картину мы сможем увидеть в лучшем случае после 2036 года.
Удивительно, что подавляющее большинство волгоградских машин перекрашивались сперва в Морковки (это была единственная причина не любить Морковки), а уже потом - в корпоратив.
Перемещаемся на Октябрьскую железную дорогу, где тепловозы ТЭП70 также массово работали в пассажирском движении. Здесь не было оригинальных схем окраски вроде волгоградской, и тепловозы выглядели примерно одинаково, напоминая "Морковки". Но разные оттенки всё-таки попадались: тепловоз ТЭП70-0045 приписки Великих Лук имел чёрную полосу, а машина 0063 - вишнёвую. На первый взгляд, и тот и другой можно спутать с "Морковкой", но теперь вы знаете, в чём подвох. Полезный навык, ха-ха-ха.
Не слишком интересная, но довольно приятная цветовая схема - полностью красный тепловоз с белыми полосками: такие машины можно было встретить в небольших количествах на всех дорогах.
К сожалению, почти всё, что я показал вам на своих фотографиях, ушло в историю. Более старые тепловозы разрезаны, считанные единицы сохранились в виде "Морковок", а остальные перекрашены в РЖДшный корпоратив, да так, что смотреть противно. Не знаю, как вы, а я считаю, что лепить одинаковую схему на всё подряд довольно глупо, ведь что к лицу современному ЭП20, на 30-летнем ТЭП70 смотрится чуждо. Особенно, эти дурацкие оранжевые квадраты. Ненавижу квадраты!
Тепловоз ТЭП70 получает от меня 9 дизель-генераторов из 10. Угловатые формы, элегантные линии и разнообразные цветовые решения делают... А впрочем, сейчас правильнее сказать - делали его, пожалуй, самым нарядным локомотивом на постсоветском пространстве. Жаль только, РЖД, как всегда, всё испортили, превратив разномастную красоту в армию унылых клонов.
Смотрите также: