В поселке Верхнемарково Усть-Кутского района 18 марта 1962 года было открыто первое в Восточной Сибири нефтегазовое месторождение. Мощный фонтан нефти и газа забил с глубины 2164 метра.
Недра, открытые студентом
Путь к нефти Восточной Сибири был непрост. Первые упоминания о вероятной нефтеносности кембрия и докембрия были в работах ученых Архангельского и Усова. Однако долгое время поиск нефти в Восточной Сибири привязывали лишь к Байкалу – именно здесь ее наличие ни у кого не вызывало сомнений.
Первым, кто высказал сомнения и выдвинул идею поиска нефти на Сибирской платформе, был студент Московской горной академии Василий Сенюков. Несмотря на скепсис маститых ученых, Сенюков, при активной поддержке Губкина, сумел добиться разрешения на создание геологической партии для изучения признаков нефтеносности кембрия Верхне-Ленского района.
В 1937 году при бурении скважины по реке Туолбе в Якутии геологическая партия под руководством Сенюкова получила первые сотни литров кембрийской нефти. Василий Сенюков за открытие получил Сталинскую премию и навсегда вошел в историю геологии как лоцман Кембрийского моря.
Становление геологической службы Восточной Сибири
В 1939 году на базе Восточно-Сибирского геологического управления был организован Восточно-Сибирский геологоразведочный трест. Приказ о создании треста был подписан Сенюковым, уже ставшим начальником Главгеологии Наркомтопа.
В 1953 году результаты структурной съемки геологов были подтверждены поисковым бурением. Министерство нефтяной промышленности (Восточно-Сибирский геологоразведочный трест в 1953 году был передан из министерства геологии в министерство нефтяной промышленности) пыталось ликвидировать трест в связи с бесперспективностью поисков.
Однако накануне закрытия треста на Осинской площади случайно обнаружили небольшой приток нефти, что и позволило сибирским геологам продержаться в это сложное время. А в 1957 году трест вернули под крыло Главгеологии, и количество геологоразведочных работ в северных районах увеличилось.
Есть фонтан!
Строительство опорной Марковской скважины началось осенью 1960 года. Уже на первых метрах бурения скважина начала приносить сюрпризы: раздробленные образцы пород, разрывные нарушения и, наконец, насыщение породы по порам и кавернам полужидкой нефтью. Скважина находилась под постоянным контролем геологов, однако фонтан кембрийской нефти ударил внезапно.
Событие ярко описал известный геолог и организатор геологоразведочных работ Владимир Мазур в своей книге «Маршруты жизни (записки геолога)»: «Яркое северное солнце, свет солнечного утра давали великолепную медово-оранжевую радугу, когда струя нефти разбивалась в брызги о различные механизмы на той буровой. Струя высокая, больше 30 метров. Нефть вместе с газом и водой давала красивый веер. Снег пропитан нефтью буквально как медовые соты – такого янтарного цвета была нефть!»
Скважина фонтанировала чистой нефтью, которая стекала по ложбине в овраг, скапливаясь в озеро неподалеку от реки Лены. Необходимо было срочно закрывать фонтан, который уже заливал ближайшие к вышке жилые дома.
Почти две недели команда ликвидаторов готовилась к операции. Вот как об этом вспоминают очевидцы: ««Ёлку» подняли тросом, перекинутым через верхний блок буровой вышки. По мере того как «ёлка» опускалась, приближаясь к обсадной трубе, струя нефти всё яростнее ударяла в поставленное препятствие. Семерка Чернякова находилась в самой нефтяной коловерти. Люди буквально захлебывались этой нефтью, но ни один из них не покинул буровую. Наконец «ёлка» села на место. Бурильщики надежно прихватили ее на болты. Фонтан был обуздан».
Правительственными наградами были отмечены буровые мастера Фандеев, Сарпинский, главный геолог Марковской геологоразведочной партии Овченков, управляющий трестом «Востсибнефтегазгеология» Карасев и другие нефтеразведчики.
Общее дело
Событие дало начало глубокому изучению нефтеносности Сибирской платформы. В результате были открыты многие месторождения Восточной Сибири, в том числе Ярактинское и Даниловское, которые впоследствии стали основными добывающими месторождениями Иркутской нефтяной компании.
Изначально ИНК транспортировала нефть автоцистернами в Усть-Кут. Первым стратегическим объектом ИНК стал полевой трубопровод «Яракта – Марково», активное участие в строительстве принимали местные специалисты с БАМа, Усть-Илимской ГЭС, Ленской и Преображенской экспедиций. Центральный пункт сбора нефти на Марковском месторождении стал перевалочной базой для нефти Ярактинского месторождения. Отсюда автоцистерны отправляли на нефтебазу в Усть-Кут.
С 2006 по 2017 годы на Марковском месторождении активно шло бурение эксплуатационного фонда нефтяных и газовых скважин. В 2020 году на месторождении был установлен первый рекорд в бурении скважины с горизонтальным окончанием ствола в 1745 м. Общая длина скважины составила 4796 м. При бурении еще одной скважины, также на Марковском НГКМ, бригада «ИНК-Сервис» пробурила скважину длиной 4994 м, что стало наибольшим показателем в истории компании на тот момент.
Кроме того, в настоящее время на Марковском газоконденсатном месторождении, в рамках реализации газохимического проекта, осуществляется строительство установки комплексной подготовки газа, системы нефтесборных коллекторов и газопроводов.