Хочу рассказать о выставке, которую посещаю уже второй раз, правда уже совсем другую экспозицию: Моне.
Первым делом хочу рассказать о чудесной экскурсии, на которой удалось побывать, ибо это что-то невероятное: так тонко лавировать между картинами, людьми, искусно эквилибрируя фактами, датами, цитатами и эпохами. Браво. Не сухое, хронометражное перечисление известных фактов вперемешку с датами, которые начисто исчезнут из памяти, как только ты выйдешь из этой чудесной галереи-кафе, а буквально присутствие в каждом событии, великолепное знание своего дела экскурсоводом и его "диалог" с тобой, как будто и ты окончил школу искусств, не меньше, и общаетесь на "одном языке" каждый день, как зубы почистить - мой персональный восторг. Посещая такую выставку, не чувствуешь себя как на многочисленных походах на экскурсии в школе, которые не были так "достопримечательны" и не оставляли такого сладкого послевкусия на душе, где не было этого "рижского бальзама на душу". За это отдельное гран мерси!
Что же касается самой экспозиции, стоит сказать, что было стойкое ощущение нахождения в картинной галерее и все благодаря технологии "жикле" - высококачественному воспроизведению картины методом печати на настоящем холсте. На таких хорошо переданы даже мельчайшие детали, вплоть до "забытых" на холсте ворсинок кисти, и создается впечатление, что видишь настоящие картины художников.
Клод Моне прожил достаточно насыщенную на события и знакомства жизнь, а для меня так и в целом является иронией, то, что Клод Моне дружил с Эдуардом Мане, которых часто путают. Даже после выставки я увидела шутку про различение этих 2 авторов: «Мане — люди, Моне — пятна». Большая часть знакомств и крепких связей Моне были по принципу: "Боже, какой человек, знать его не хочу" или вовсе как с пейзажами и пленэрами: "не хочу", менявшимися на кардинальное "а, недурно!".
Личность художника тоже интересна для изучения, поскольку началась его карьера с карикатур, и из-за этого он превратился в местную знаменитость, а уже став известным и достаточно успешным, читай обеспеченным, художником ему все еще:"не хватало на садик" - вторую страсть художника, которая станет его ребенком, натурой, головной болью,и его продолжением. Все картины Моне с цветами - это либо цветы в вазе, либо живые цветы на природе. Порой даже такая охапка не могла действительно находиться в вазе из-за своих размеров.
От армии его спас выкуп - все как в современных реалиях - а туда он попал, получив несчастливый жребий (во Франции в XIX веке в армию отбирали счастливчиков при помощи обыкновенной жеребьевки).
Само понятие "импрессионистов" пошло от картины Клода "Впечатление. Восход солнца". Название было придумано на ходу, наспех , как будто пытаясь ухватиться за чересчур быстро разматывающийся канат. Это-то и зацепило арт-критика Луи Леруа, который обозвал их тогда "впечатленианистами", желая, тем самым, оскорбить создателей этого жанра за их "небрежность", но позже, как все мы знаем, это стало носить совсем другую коннотацию. Он прошелся и по другим картинам, например по "Бульвар Капуцинок": "Да вы знаете, в какой технике выполнены эти пятна? В той же самой, что используют маляры, когда подновляют облицовку фонтанов! Шляп! Блям! Бум! Как легло, так и легло!"...
Моне - это не только стога. Вернее и стога тоже, недаром серия картин со стогами насчитывает 30 полотен, а в 2019 одна такая картина ушла за 110 млн долларов. Стога, Карл!
Да и в целом Моне был интересным "персонажем": подобно современным путешественникам на колесах, я сейчас про транспорт конечно же, переехав в Ветёй "привез" туда собственный плавучий дом-лодку. Плавучая студия на колесах. Погодозависим: увидев с утра тучи в окне, тотчас впадал в уныние и ложился спать: "если солнце спит, то что мне еще делать?". "Основатель тренда" фильтров XX века: стоит только глянуть на картины из серии "Вестминстерский дворец": "Вестминстерский дворец", "Вестминстерский дворец. Эффект солнечного света", "Вестминстерский дворец. Закат". Благодаря этим работам ученые смогли доказать, что знаменитый туман в туманном Альбионе существовал уже в начале XX века и не является современной особенностью. Параллельно в работе было несколько десятков картин. Тот еще Цезарь. А некоторые серии даже не хотел продавать, либо ставил условие, чтобы все картины находились рядом, в одном месте.
Так, "Лилии" - 8 огромных полотен, самое большое из которых 200х1700 см, - должны быть расположены в круглой комнате, стены которой должны быть заполнены горизонтом воды, создавая впечатление "водной бесконечности". Так и случилось: в музее Оранжери в Тюильри есть круглая галерея с данными картинами. Кувшинки и лилии - излюбленные цветы художника. Уже имея проблемы со зрением, он видит и рисует их лилово-голубыми.
Главный сюжет его картин - свет и воздух. Для него было намного важнее запечатлеть игру света одного и того же места в зависимости от времени суток, нежели детализировать объект. Одна серия может состоять из нескольких десятков полотен, а люди будут выполнены тремя-четырьмя мазками кисти. Вот это оскорбление: "Да ты и одного мазка кисти не стоишь")).
В общем, как и после выставки Фриды, я все еще думаю о картинах и об этом художнике.
И пусть эта экспозиция уже закончилась, искренне вам советую найти время на другие экспозиции кафе Артель (Минск) : даже если вы не человек искусства, даже если хочется отдохнуть вечером от всего и выбрать текилу, а не выставку Фриды, даже если некогда.