19 апреля отмечает юбилей народный артист Украины, лауреат премий АРК Виктор Навроцкий. Любимцу крымской публики исполняется семьдесят лет, пятьдесят из них он преданно служит искусству Мельпомены.
Размышляя о творческом пути Виктора Николаевича, невольно задумываешься: какой же мощной актёрской харизмой надо обладать, чтобы на протяжении трёх десятилетий оставаться протагонистом в необычайно сильной труппе Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького! Какие краски нужно иметь в творческой палитре, чтобы всякий раз удивлять публику многогранностью дарования!
Причудливо подчас складываются человеческие судьбы. В юности Виктор о профессии актёра даже не думал, хотел стать лётчиком. Однако подвело зрение и с мечтой о небе пришлось расстаться. Вот тогда-то внутренний голос подсказал попытаться поступить в студию при Киевском академическом театре им. И. Франко. Повезло — попал на курс народного артиста СССР Аркадия Гашинского. У педагогов Виктор не просто учился актёрской профессии, постигал главное — сцена не терпит измены, здесь возможна только полная самоотдача. После учёбы он мог остаться в Киеве (предложений было немало), но решил ехать в Харьковский академический украинский театр им. Т. Шевченко, где в то время ещё служили великие «старики» — ученики и соратники Леся Курбаса.
Здесь Навроцкий провёл без малого десять лет. Режиссёры буквально бросали его из одного жанра в другой. И это не случайно: в актёрской палитре Виктора уже тогда были и трагедийные, и комедийные краски, он успешно работал в синтетических спектаклях, где многое зависело от внешнего рисунка роли. В Харькове его называли «летающий актёр» (в некотором роде сбылась детская мечта о полёте), ведь он обладает поистине невероятной пластичностью, потрясающе танцует, фехтует, если надо, может выполнить даже каскадёрский элемент. И режиссёры охотно использовали эти способности.
К началу 1980-х Навроцкий стал одним из ведущих молодых актёров Харьковского театра. И в этот момент он резко изменил свою жизнь, уехав в Симферополь, в Украинский музыкально-драматический театр, на сцене которого сыграл немало запоминающихся ролей, лучшей из которых был Ясон в одноимённом спектакле.
Переломным в творческой судьбе Виктора Николаевича стал 1989 год, когда он неожиданно для многих поклонников перешёл в труппу театра им. М. Горького. Именно на этих подмостках по-настоящему «взошла его звезда», заблистал новыми гранями незаурядный сценический дар, сочетающий романтическую патетику, глубокий психологизм и яркую форму.
Планка профессионального мастерства у Навроцкого настолько высока, что вскоре после прихода в Крымский академический русский драматический он стал уникальным исполнителем центральных ролей в большинстве знаковых спектаклей. Среди его лучших работ 1990—2000-х — Бекингем в «Ричарде III» и Антоний в «Антонии и Клеопатре» В. Шекспира, Борис Годунов в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А. Толстого, Мэкки Макхит в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта, Нил в «Мещанах» и Иван Коломийцев в «Жене полицеймейстера» М. Горького, Беня Крик в «Как это делалось в Одессе» по И. Бабелю и городничий в «Ревизоре» Н. Гоголя… Образы эти были неожиданными, яркими, не похожими друг на друга.
Навроцкий обладает не только огромным творческим диапазоном, но и потрясающим актёрским обаянием. Мощный темперамент сочетается у него с поразительной свободой сценического существования.
Его герои всегда приковывают к себе зрительское внимание, заставляя вслушиваться в каждое слово, всматриваться в малейшее изменение мимики, ведь у Виктора Николаевича нет ничего случайного. Играя Арбенина в лермонтовском «Маскараде», он ломал стереотип восприятия этого образа как сплошь романтического. Доминантой здесь стала большая любовь к Нине, губительная для его героя. В спектакле «Такие люди нам нужны» по комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» поразил публику уникальной способностью к трансформации. Его ретроград Крутицкий страшен и одновременно смешон. Актёр потрясает невероятной пластической выразительностью и отточенной интонационной партитурой роли.
Герой Навроцкого в трагикомедии «Забыть Герострата!» Г. Горина архонт-басилей Эфеса Клеон — законник до мозга костей — не хочет понять, какая страшная сила кроется в лице Герострата. И публика заворожённо наблюдает, как принципиальность судьи Клеона разбивается о наглую беспринципность преступника Герострата.
На сцене Навроцкому подвластно многое — сплав трагизма и гротеска, едкий сарказм и философская глубина. Одна из вершин творчества актёра — Тевье в «Поминальной молитве» Г. Горина, мудрый и терпеливый, трудолюбивый и печальный молочник из Анатовки. Образ буквально выстрадан актёром. Роль исполнена с такой страстной силой, таким драматизмом, что каждый монолог его героя, кажется, проникает в самую душу зрителя.
В галерее блестящих актёрских работ Виктора Николаевича невозможно не выделить образ купца Ванюшина в спектакле «Дети Ванюшина» С. Найдёнова. Актёр ведёт свою роль мощно и уверенно. В его исполнении Ванюшин — личность авторитарная, сильная. И тем страшнее его прозрение, когда выясняется, что жизнь прожита напрасно, всё, ради чего работал, к чему стремился, — зря. Актёр строит характер своего героя на контрастах. Из деятельного, уверенного в себе хозяина дома он превращается во внутренне сломленного, утратившего веру человека. Внешне всё тот же — крепкий, ещё не старый, но былой мощи в нём уже нет: растерянный взгляд, суетливые движения, мучительный поиск выхода. И вот выход найден: жить с этими людьми он не может — раздаётся финальный выстрел в саду.
Истинный адепт реалистического театра, Навроцкий и в режиссёрских работах верен традиции психологического искусства. Ему чужды эпатаж, скандальность трактовки драматического произведения. От актёров требует искренности переживаний и призывает раскрывать авторскую идею. Обстоятельства складываются так, что Виктору Николаевичу зачастую приходится выступать в качестве «играющего режиссёра», и это идёт только на пользу спектаклю. Пример тому — горьковский «Яков Богомолов». Как режиссёр он точно уловил чеховскую интонацию этой загадочной пьесы М. Горького. Психологически глубокий, тонкий спектакль заставляет задуматься о том, как и для чего мы живём. И попытаться найти ответ на вопрос: почему так много говорим о необходимости преобразовать мир, но дальше разговоров дело не идёт. Уверенно и чётко прочерчивает Навроцкий-актёр линию судьбы своего персонажа Никона Букеева. В этой роли он убедителен и точен донельзя. Его Букеев, вальяжный селадон со следами былой красоты, буквально изнывает от безделия и ищет новых впечатлений от романа с Ольгой Борисовной. Роман не состоялся: дама предпочла другого. Но герой Навроцкого не очень опечален. Потерпев фиаско, Букеев поспешно засобирался в Париж. Впрочем, и там он, скорее всего, тоже вскоре заскучает…
Полвека назад Виктор Навроцкий делал первые шаги на сценических подмостках, а сегодня рядом с ним уверенно работает его сын — талантливый и обаятельный Антон. Актёрская династия состоялась.
Людмила КАСЬЯНЕНКО
Фото из архива театра