Найти тему
Крымские иZвестия

Секрет его успеха, или 50 лет на сцене

19 апреля отмечает юбилей народный артист Украины, лауреат премий АРК Виктор Навроцкий. Любимцу крымской публики исполняется семьдесят лет, пятьдесят из них он преданно служит искусству Мельпомены.

Размышляя о творческом пути Виктора Николаевича, невольно задумываешься: какой же мощной актёрской харизмой надо обладать, чтобы на протяжении трёх десятилетий оставаться протагонистом в необычайно сильной труппе Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького! Какие краски нужно иметь в творческой палитре, чтобы всякий раз удивлять публику многогранностью дарования!

В. Навроцкий
В. Навроцкий

Причудливо подчас складываются человеческие судьбы. В юности Виктор о профессии актёра даже не думал, хотел стать лётчиком. Однако подвело зрение и с мечтой о небе пришлось расстаться. Вот тогда-то внутренний голос подсказал попытаться поступить в студию при Киевском академическом театре им. И. Франко. Повезло — попал на курс народного артиста СССР Аркадия Гашинского. У педагогов Виктор не просто учился актёрской профессии, постигал главное — сцена не терпит измены, здесь возможна только полная самоотдача. После учёбы он мог остаться в Киеве (предложений было немало), но решил ехать в Харьковский академический украинский театр им. Т. Шевченко, где в то время ещё служили великие «старики» — ученики и соратники Леся Курбаса.

Здесь Навроцкий провёл без малого десять лет. Режиссёры буквально бросали его из одного жанра в другой. И это не случайно: в актёрской палитре Виктора уже тогда были и трагедийные, и комедийные краски, он успешно работал в синтетических спектаклях, где многое зависело от внешнего рисунка роли. В Харькове его называли «летающий актёр» (в некотором роде сбылась детская мечта о полёте), ведь он обладает поистине невероятной пластичностью, потрясающе танцует, фехтует, если надо, может выполнить даже каскадёрский элемент. И режиссёры охотно использовали эти способности.

К началу 1980-х Навроцкий стал одним из ведущих молодых актёров Харьковского театра. И в этот момент он резко изменил свою жизнь, уехав в Симферополь, в Украинский музыкально-драматический театр, на сцене которого сыграл немало запоминающихся ролей, лучшей из которых был Ясон в одноимённом спектакле.

Ванюшин («Дети Ванюшина»)
Ванюшин («Дети Ванюшина»)

Переломным в творческой судьбе Виктора Николаевича стал 1989 год, когда он неожиданно для многих поклонников перешёл в труппу театра им. М. Горького. Именно на этих подмостках по-настоящему «взо­шла его звезда», заблистал новыми гранями незаурядный сценический дар, сочетающий романтическую патетику, глубокий психологизм и яркую форму.

Планка профессионального мастерства у Навроцкого настолько высока, что вскоре после прихода в Крымский академический русский драматический он стал уникальным исполнителем центральных ролей в большинстве знаковых спектаклей. Среди его лучших работ 1990—2000-х — Бекингем в «Ричарде III» и Антоний в «Антонии и Клеопатре» В. Шекспира, Борис Годунов в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А. Толстого, Мэкки Макхит в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта, Нил в «Мещанах» и Иван Коломийцев в «Жене полицеймейстера» М. Горького, Беня Крик в «Как это делалось в Одессе» по И. Бабелю и городничий в «Ревизоре» Н. Гоголя… Образы эти были неожиданными, яркими, не похожими друг на друга.

Навроцкий обладает не только огромным творческим диапазоном, но и потрясающим актёрским обаянием. Мощный темперамент сочетается у него с порази­тельной свободой сценического существования.

Его герои всегда приковывают к себе зрительское внимание, заставляя вслушиваться в каждое слово, всматриваться в малейшее изменение мимики, ведь у Виктора Николаевича нет ничего случайного. Играя Арбенина в лермонтовском «Маскараде», он ломал стереотип восприятия этого образа как сплошь романтического. Доминантой здесь стала большая любовь к Нине, губительная для его героя. В спектакле «Такие люди нам нужны» по комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» пора­зил публику уникальной способностью к трансформации. Его ретроград Крутицкий страшен и одновременно смешон. Актёр потрясает невероятной пластической выразительностью и отточенной интонационной партитурой роли.

Клеон в спектакле «Забыть Герострата!» (Человек театра — Дмитрий Ерёменко)
Клеон в спектакле «Забыть Герострата!» (Человек театра — Дмитрий Ерёменко)

Герой Навроцкого в трагикомедии «Забыть Герострата!» Г. Горина архонт-басилей Эфеса Клеон — законник до мозга костей — не хочет понять, какая страшная сила кроется в лице Герострата. И публика заворожённо наблюдает, как принципиальность судьи Клеона разбивается о наглую беспринципность преступника Герострата.

На сцене Навроцкому подвластно многое — сплав трагизма и гротеска, едкий сарказм и философская глубина. Одна из вершин творчества актёра — Тевье в «Поминальной молитве» Г. Горина, мудрый и терпеливый, трудолюбивый и печальный молочник из Анатовки. Образ буквально выстрадан актёром. Роль исполнена с такой страстной силой, таким драматизмом, что каждый монолог его героя, кажется, проникает в самую душу зрителя.

В галерее блестящих актёрских работ Виктора Николаевича невозможно не выделить образ купца Ванюшина в спектакле «Дети Ванюшина» С. Найдёнова. Актёр ведёт свою роль мощно и уверенно. В его исполнении Ванюшин — личность авторитарная, сильная. И тем страшнее его прозрение, когда выясняется, что жизнь прожита напрасно, всё, ради чего работал, к чему стремился, — зря. Актёр строит характер своего героя на контрастах. Из деятельного, уверенного в себе хозяина дома он превращается во внутренне сломленного, утратившего веру человека. Внешне всё тот же — крепкий, ещё не старый, но былой мощи в нём уже нет: растерянный взгляд, суетливые движения, мучительный поиск выхода. И вот выход найден: жить с этими людьми он не может — раздаётся финальный выстрел в саду.

Никон Букеев («Яков Богомолов»)
Никон Букеев («Яков Богомолов»)

Истинный адепт реалистического театра, Навроцкий и в режиссёрских работах верен традиции психологического искусства. Ему чужды эпатаж, скандальность трактовки драматического произведения. От актёров требует искренности переживаний и призывает раскрывать авторскую идею. Обстоятельства складываются так, что Виктору Николаевичу зачастую приходится выступать в качестве «играющего режиссёра», и это идёт только на пользу спектаклю. Пример тому — горьковский «Яков Богомолов». Как режиссёр он точно уловил чеховскую интонацию этой загадочной пьесы М. Горького. Психологически глубокий, тонкий спектакль заставляет задуматься о том, как и для чего мы живём. И попытаться найти ответ на вопрос: почему так много говорим о необходимости преобразовать мир, но дальше разговоров дело не идёт. Уверенно и чётко прочерчивает Навроцкий-актёр линию судьбы своего персонажа Никона Букеева. В этой роли он убедителен и точен донельзя. Его Букеев, вальяжный селадон со следами былой красоты, буквально изнывает от безделия и ищет новых впечатлений от романа с Ольгой Борисовной. Роман не состоялся: дама предпочла другого. Но герой Навроцкого не очень опечален. Потерпев фиаско, Букеев поспешно засобирался в Париж. Впрочем, и там он, скорее всего, тоже вскоре заскучает…

Полвека назад Виктор Нав­роцкий делал первые шаги на с­ценических подмостках, а сегодня рядом с ним уверенно работает его сын — талантливый и обая­­тельный Антон. Актёрская династия состоялась.

Людмила КАСЬЯНЕНКО
Фото из архива театра