Есть у меня один хороший знакомый, преподаватель из университета: рафинированный интеллигент, подобие профессора Преображенского. Всю жизнь только лекции, наука, студенты.
Однажды решил Михаил Иванович, обзавестись собственным домом. Всё ж как никак кандидат наук, уважаемый человек, да и до пенсии осталось всего ничего. А там сам бог послал огород, грядки, клубника и прочие пенсионерские радости.
Проблема только в том, что в руках герой рассказа ничего тяжелее ручки и портфеля не держал лет эдак 20. Даже сам о себе шутил, что совершенно безрукий человек. Поэтому вместо строительства дома, было решено купить готовый.
Новоселье состоялось весной, за лето даже удалось половину мичуринско-наполеоновских планов супруги реализовать: поставили теплицу, быстросборный навес под машину, фундамент бани, грядки организовали. Прошла зима, и совершенно безрукий человек стал ещё и отбитым на голову.
И это он сам про себя говорит!
А всему виной теплица с навесом.
Дело в том, что со снегом у нас беда. Нет его! Не завозят. Половина зимы может пройти с покровом в 10 см. Хоть как-то Южный Урал начинает оправдывать свою принадлежность к Югу. Зато потом в один день природа даёт о себе знать и снега наваливает по пояс.
И профессор во всей красе познал боль владения собственным домом, когда вместо тёплой квартиры и быстренькой поездки до универа, приходится брать в руки лопату и кидать снег. После первого же снегопада жена подошла к мужу и говорит:
-Миш, проверь теплицу. Её так снегом завалило, она вся прогнулась. Как бы не сломало.
Супруг покорно пошёл освобождать теплицу из снегового плена. Вокруг неё уже выросли сугробы - не пройти, поэтому он не нашёл ничего лучшего, как откопать дверь, зайти в угрожающе сдавленную теплицу, и постучать снизу черенком лопаты по дугам.
Нет, вы не подумайте! Всё логично!
Снег должен был съехать по гладкому поликарбонату.
Но его забыли об этом спросить, а мокрый снег был иного мнения.
Теплица сказала:
-Кррхххх....
Снег прошептал:
-Уууух!
И вся конструкция, за которую весной отдали почти половину отпускных, сложилась прямо на незадачливого домовладельца. Жена вместе с соседом откапывала мужа почти полчаса. Придавленный металлом, снегом и поликарбонатом, вылезти самостоятельно он не мог.
А уже в травмпункте, куда его привезли с ушибом головы и переломом кисти, Михаил Иванович узнал, что уральская зима подкинула ему ещё один сюрприз: от снега сложился навес.
Хорошо хоть не на машину...
Весной, когда снег сошёл, настала пора ликвидировать последствия казуса. Был нанят поселковый сварщик, Петрович, который должен был привести руины в первозданный вид.
Сварщик хотел взять стандартный трубоквадрат 40*20 и сварить самую обычную ферму, состоящую из укосин и поперечин. Мотив простой:
- Я так всегда делаю ещё ни один навес не поломало. У ваших соседей все навесы делал я, ни один не лёг...
Хозяин дома, потирая плохо работающую кисть, замахал руками:
- Не вздумай! Трубоквадрат 40*20 слабо выдерживает даже ветровые нагрузки. Его можно применять только на юге и то не везде. Для регионов, где зимой много снега, и на 1 квадрат может лечь 240 кг снега одномоментно, нужна другая конструкция, похитрее.
В общем "профессор Преображенский" набросал сварщику примерный чертёж фермы:
1. сверху и снизу идёт трубоквадрат 40*40, поперечины не делай, так как именно они слабое звено в ферме, делай только укосины.
2. укосины делаются из трубоквадрата 40*20
3. снизу пускается профиль 60*40 и сваривается вдоль с самой фермой.
Получается, ферма имеет нижнее усиление с четырьмя стенками. Это даёт потрясающее сопротивление на прогиб. Такая конструкция может выдерживать в 5 раз больше распределённой нагрузки, чем одинарная ферма.
Сварщик покрутил у виска:
- Это ж какой перерасход металла!
- Не такой уж и большой, зато будет стоять вечно. Чтобы его сломать, нужно нагрузку похлеще, чем в Якутии.
Спор опыта Петровича и знания сопромата Михаила Ивановича закончился быстро: деньги всё решили.
Материал был куплен навес сварен, деньги уплачены. Знаете, что произошло прошлой зимой? Уральская погода уделала всех: почти у всех соседей, кто заранее не озаботился расчисткой снега, навесы "легли", а профессорский выстоял.
Весной Петрович переваривал все свои навесы по хитрой системе "Преображенского".
В прошлом году мне сделали навес именно по такой усиленной конструкции. После жуткого снегопада, когда за день накидало снега на полметра, я специально залез на крышу с лопатой, походил и даже попрыгал. Стоит как вкопанный.
Да, пришлось переплатить примерно 4000 рублей.
Стоило оно того? Ответ очевиден.