Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

От слесаря до главного конструктора. Рассказываем об интересном пути Михаила Высоцкого на МАЗе

Оглавление

На Минщине начался жизненный путь талантливого белорусского машиностроителя − Михаила Степановича Высоцкого. Трудовая же стезя будущего выдающегося ученого и автомобильного конструктора пролегла от слесаря-сборщика на Минском автомобильном заводе, затем он окончил автомеханический техникум и уже заочно − машиностроительный институт в Москве, и 35 лет весьма успешно работал главным конструктором Минского автомобильного завода.

-2

С именем Михаила Высоцкого связаны наиболее значительные достижения Минского автозавода: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей: «кабина над двигателем» − впервые реализованная в МАЗ-500, серийный выпуск которого начался с 1965 года, и получившая в дальнейшем распространение во всем мире; создание шести поколений магистральных автопоездов, последние из которых отвечают жестким требованиям международных стандартов; в том числе и концептуального модульного автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка», признанного автомобилем XXI века и получившего золотую медаль на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году.  Именно Михаил Степанович руководил созданием лучших моделей автомобиля МАЗ, в течение десятилетий являлся генеральным конструктором автомобильной техники Беларуси. На его счету 134 изобретения и 17 патентов. В 2006-м году Михаил Высоцкий удостоен высшего отличия страны − звания Героя Беларуси, в его честь на здании «Объединенного института машиностроения Национальной Академии Наук Беларуси» установлена мемориальная доска.

-3

Любовь к малой Родине, как показатели высокой нравственности и источник вдохновения

Родился Высоцкий в деревне, ныне агрогородок, Семежево Копыльского района Минской области, отсюда он в 18 лет и ушел в большую жизнь. Знакомясь со многими публикациями, посвященными Михаилу Степановичу Высоцкому, отчетливо просматривается, что он, несмотря на все свои достижения и титулы, на всю жизнь хранил в душе свою малую родину, как дорогой его сердцу уголок Отечества. Вот строки из книги Михаила Высоцкого «Генеральный конструктор: история жизни»:

«Мое Семежево −1582 года рождения. И в 1982 году у деревни был юбилей −четыреста лет, с тех пор прошло 25 лет. В честь прожитых столетий посреди центра Семежево возвышается большой памятный камень, который мы привезли сюда, −помню, тогда даже сломали раму полуприцепа при разгрузке старинного валуна».
Весьма показательны воспоминания его близкого друга и земляка Михаила Римжы, не раз подчеркивавшего, что к малой родине у Высоцкого было особое, трепетное, отношение. По его же словам в Семежево, где родился Михаил Степанович, Высоцкий был родным для каждого.

«Мы едем в деревню выступать перед школьниками. Одели пиджаки. Я говорю, Михаил Степанович, надо звезду Героя прикрепить. Мы прикрепили, едем дальше. На подъезде в деревню он вдруг оборачивается и говорит: «Знаешь, Михаил Иванович, я сниму пиджак». Я спросил, почему? «Ну как я поеду в деревню, к своим землякам, и что я выйду с этой звездой? Нескромно будет».

Или вот еще:
«Как-то я был у него в кабинете, когда зашел один его коллега, тоже академик. Этот академик говорит: «Вы сегодня уезжаете в Семежево». Знаете, как он ответил? Да, я еду на Родину. Когда мы приезжали, он не проезжал ни одной скамейки. Он выйдет, подойдет к старушкам, он всех обнимет, всех расцелует. Он посидит хотя бы минуточку с ними, обязательно побеседует.»
А как проникновенно сказал сам Михаил Степанович в своем последнем в жизни публичном обращении, будучи тяжело больным, когда страна отмечала его 85-летие, обращаясь к землякам:

«Я радуюсь, приезжая в родное Семежево, высоким урожаям, растущим год от года, новому облику этого агрогородка, цветущим Копылю и Слуцку, где у меня много друзей».

К вершинам отечественного и мирового автомобильного машиностроения

В 1949 году Высоцкий окончил Минский автомеханический техникум и уже в своей дипломной работе будущий именитый конструктор предложил макет сборочной установки грузовых транспортных средств на МАЗе. А начав, по окончании учебы, работать на заводе в должности конструктора, свои наработки Михаил Степанович сумел вскорости применить на практике.

Тогда, в 1950-е годы, на заводе налаживалось производство бортового автомобиля МАЗ-200 и самосвала МАЗ-205, разработанных на Ярославском автомобильном заводе, но при сборке в Минске возникали большие сложности. Михаил Высоцкий же внес ряд значительных конструктивных изменений, адаптировав таким образом производственный процесс под наличествующий на МАЗе конвеер, благодаря этом также повысилось качество и надежность машин. А разработанные при личном участии Высоцкого в середине 50-х годов конструкции прицепов и полуприцепов с рядом уникальных новшеств − торсионная подвеска, герметичные тормоза и аппараты к ним, были использованы как шасси для монтажа передвижных электростанций и систем управления при запуске первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года. Он же и возглавлял подразделение Минского автозавода, которое занималось созданием прицепов, сориентированных на космические нужды.

Серьезным испытанием для Михаила Степановича стала разработка кабины и оперения для 25-тонного самосвала МАЗ-525 и первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530, отмеченного на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года высшей наградой − «Гран-при».

Поэтому вполне заслужено в 1961 году Высоцкий был назначен главным конструктором Минского автозавода. Именно с его приходом на должность главного конструктора и начался расцвет МАЗа. Под его непосредственным руководством были разработаны десятки моделей автомобилей, в том числе и для Камского автозавода.

Михаил Степанович стал инициатором и создания на МАЗе производства отечественных автобусов, которое началось в 1992 году. Это благодаря его инициативе и таланту мы сегодня ездим на вполне комфортабельных автобусах, которые еще и экспортируются в ряд зарубежных стран.

В 1970 году решением Совета Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Михаилу Степановичу. Высоцком была присуждена ученая степень кандидата технических наук. Выводы, сделанные в его работе, сводились к необходимости создания отечественных большегрузных автопоездов для магистральных перевозок.

А уже в 1971 году под руководством Высоцкого создано семейство автомобилей МАЗ-500А, а в 1978 году −МАЗ-5335. Все последующие модели автомобилей отличаются от предыдущих лишь более высокими технико-экономическими показателями: скоростными и тормозными свойствами, топливной экономичностью и плавностью хода, маневренностью и эргономичностью.

Деятельность Михаила Высоцкого была направлена также на     установление и укрепление связей науки с производством, реализацию научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным машиностроительным комплексом. В 1974 году по его инициативе был создан академический Отдел грузовых автомобилей двойного подчинения: Академии Наук Белорусской ССР и Минскому автозаводу. В 1975 год были созданы также: учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ», а в его рамках −кафедра Белорусского политехнического института (прим. ред. БПИ− ныне −БНТУ) «Большегрузные автомобили», и научно-производственное объединение «Автофизтех».

С 1975 года Михаил Степанович являлся главным конструктором−начальником управления главного конструктора производственного объединения «БелавтоМАЗ», в которое вошли все автомобильные заводы республики.

В 1976 году Михаил Высоцкий защитил докторскую диссертацию в МАДИ, что стало серьезным вкладом в развитие теории     проектирования и испытания большегрузных автопоездов. В 1989 году он избран действительным членом (академиком) Академии наук Белорусской ССР.

Работая с 1992 по 1997 годы вице-президентом Академии Наук Беларуси, М. С. Высоцкий смог консолидировать усилия ученых и заводских специалистов не только в интересах МАЗа и ПО «БелавтоМАЗ», но и всей автотракторостроительной отрасли республики, что позволило пережить острый экономический кризис в период распада СССР, обеспечить становление национального автомобиле- и автобусостроения и выйти на устойчивое динамичное развитие отрасли.

С 1993 по 2001 годы Михаил Степанович еще и директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 года −генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси.

В 2002 году под руководством Михаила Высоцкого, во исполнение поручения президента Республики Беларусь, была разработана Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003—2005 годы и на период до 2010 года «Автотракторокомбайностроение», а сам Михаил Степанович Постановлением Совета Министров Республики Беларусь был назначен генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь.

С мая 2006 года Высоцкий являлся генеральным директором Государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», ведущего научного и инновационного центра Беларуси в области механики, имеющего статус головного научного учреждения по вопросам автотракторосельхозмашиностроения, решающего наиболее актуальные и экономически значимые задачи.

Среди достижений института под руководством Михаила Степановича: обоснование и разработка принципов модульного проектирования автопоезда, а также принципов создания математических и компьютерных моделей для исследования эксплуатационных свойств при реализации комплекса виртуальных испытаний. Это позволило исследовать ранее не рассмотренные в теории автомобиля случаи криволинейного движения транспортных средств и сформировать подходы к созданию алгоритмов управления движением многозвенных автопоездов.

Несмотря на многообразие и новизну выпускаемой техники, до 2009 года в Беларуси отсутствовал специализированный полигон для ее испытаний, проведения научных исследований и сертификации мобильных машин, Высоцкий стал инициатором и координатором работ по созданию белорусского автомобильного полигона.

Большая и серьезная организационная деятельность Михаила Высоцкого основывалась на научной основе. Так, им подготовлено и опубликовано более 450 научных трудов, издано 20 монографий, получено 145 авторских свидетельств и патентов, большинство из которых послужили основой для повышения конкурентоспособности и создания новых видов автотракторной техники.

Более того, Высоцким было подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук и создана белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, трудами которой впервые в стране заложены основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов.

Наследие, награды и память

Отсюда и справедливый вывод, что Михаил Степанович Высоцкий был основоположником белорусского машиностроения. Его научные работы ценятся во всем мире, а автомобильные заводы из других стран учились опыту Высоцкого, перенимали его идеи и разработки.

Михаил Высоцкий был награжден: орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденами Отечества 2-й и 3-й степени. Он лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, Заслуженный деятель науки и техники Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси в области науки и техники, Заслуженный работник промышленности СССР.

1 марта 2006 года Указом Президента Республики Беларусь Михаилу Васильевичу Высоцкому присвоено звание Героя Беларуси. В 2008 году он удостоен звания Почетный гражданин Минска, в 2009 году – звания Почетный гражданин Минской области.

В 2014 году имя Высоцкого было присвоено Минскому государственному автомеханическому колледжу, а в столице появилась улица Академика Высоцкого.

На малой родине Высоцкого, в агрогородке Семежево, открыт Дом-музей знатного земляка, прославившего своими делами и научными трудами родную Копыльщину. Помимо многих макетов сконструированных им автомобилей и автобусов, в музее представлены и экспонаты, рассказывающие о нем как о человеке, здесь как раз и можно увидеть тот деревянный чемодан, в котором по рассказу самого Михаила Степановича, были сало с хлебом и несколько луковиц, когда он отправился в Минск, в свою, без преувеличения, Большую жизнь.

Место же захоронения Михаила Степановича Высоцкого вымощено гранитными плитами, установлен четырехгранный пьедестал из черного полированного гранита. На этом пьедестале и размещен бюст выдающегося белорусского автомобильного конструктора с элементами рабочей обстановки: листом с чертежами, на котором виден логотип МАЗа.

Символично, что над левым плечом Высоцкого расположена скульптура ангела, ибо вся жизнь, трудовая, научная и общественная деятельность Михаила Степановича – это яркий пример преданности делу и Отечеству, скромности и порядочности, высочайшего профессионализма и уважительного уважения к людям.

Автор: Владимир Касьянов