Найти в Дзене

ПОЧЕМУ ТАКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ БОКУТО (ДЕРЕВЯННЫХ МЕЧЕЙ) В ЯПОНСКОМ ИСКУССТВЕ ФЕХТОВАНИЯ?

В то время как японский меч имеет относительно фиксированную форму, бокуто бывают разных размеров и форм. Некоторые прямые, некоторые изогнутые, некоторые толстые, некоторые тонкие. Почему так? Во-первых, мне интересно, действительно ли какие-либо техники какой-либо японской системы фехтования зависят от сори (изгиб) клинка. Японские мечи - особенно синто («новый меч») и практически все бокуто - в конце концов почти прямые. То есть изгиб довольно пологий, а кончик заканчивается на одной линии с концом рукояти (если бы этого не было, меч было бы очень трудно использовать для колющих атак). Во всяком случае, доктрина школы Касима Син-рю, учит, что кривизна не имеет никакого значения для техники (кроме помощи при разрубании). Следовательно, мы можем практиковать с прямым бокуто или прямым синай.

Овальное сечение любого бокуто - и почти круглое сечение любого синая - имеют гораздо большее влияние на технику, чем сори. Более толстое тело синая или бокуто легче увидеть, оно скрывает огрехи угла клинка при нанесении удара и довольно резко меняет ощущение от любой техники, в которой используется сторона лезвия.

Суть в том, что бокутосинай) в лучшем случае являются грубым приближением к настоящему мечу, и каждая рюха (школа) имеет свой собственный дизайн бокуто, созданный в соответствии со своими собственными представлениями о том, какие особенности меча нужно или не нужно дублировать в обучающем инструменте.

Разные рюха используют разные виды бокуто по причинам, связанным с историческими предпочтениями, большинство из которых проистекает из конкретных аспектов тренировок и методов борьбы в школах. Некоторые прямые, некоторые изогнутые, некоторые тяжелые, некоторые легкие. Но все они служат определенной цели для обучения и изучения определенного стиля фехтования. Неловко и сложно будет выполнять ката школ Нитэн Ити-рю с бокуто школ Касима Син-рю или Дзикисинкагэ-рю. И опасно (не говоря уже о том, что дорого) практиковать ката школ Касима Син-рю или Манива Нэн-рю с бокуто из Нитэн Ити-рю или кэндо.

Спорить о достоинствах того или иного типа бокуто вне контекста тренировочных практик рюха, которая их использует, так же бессмысленно и глупо, как спорить о том, является ли английский «лучшим» языком, чем французский. Это вызывает еще одно соображение: вполне вероятно, что существует много техник, которые были разработаны больше для использования в поединка или дуэлях с использованием бокуто или синая, чем для боя на настоящих клинках.

Палки (утибо или марубо) как имитация меча в школе Дзигэн-рю
Палки (утибо или марубо) как имитация меча в школе Дзигэн-рю

Я думаю, что мы слишком часто не учитываем, когда большинство современных техник кэндзюцу были развиты и усовершенствованы? Большинство из них являются продуктом фехтовальщиков периода Токугава, когда показательные схватки, турниры, тренировочные поединки и не обязательно смертельные испытания были гораздо более распространенными, чем поединки с настоящими мечами. Таким образом, подготовка к схваткам с бокуто (или синаем) была примерно такой же, как и при оттачивании техники кэндзюцу для синкэн сёбу («бой на смерть»)

Бокуто в кэндо
Бокуто в кэндо
Практика ката с бокуто в школе Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю
Практика ката с бокуто в школе Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю

Мне кажется, что большая часть японского фехтования на мечах имеет больше смысла в этом свете. То есть техники, якобы - теоретически - разработанные для меча, на самом деле были разработаны с использованием имитаций мечей и редко (возможно, никогда, в некоторых случаях) фактически применялись с использованием настоящих клинков. Я знаю, что многие техники Касима Син-рю - особенно те, которые используются из положения цуба-дзэри (закрытая цуба) - кажутся более практичными в бокуто-дзюцу, чем как движения против противника с настоящим клинком.

Ситуация с фехтованием во времена периода Токугава была похожа на ситуацию, которую вы видите сегодня в тхэквондо и подобных искусствах: многие движения - особенно высокие удары ногами и комбинации прыжков - теоретически будут работать в реальном бою, но в действительности они были разработаны для применения на додянг (ковер поединков) одетыми в добок (костюм для занятий тхэквондо), против других парней, которые атакуют вас множеством ударов ногами и прыжками. И мало кто на самом деле попробовал бы их в уличной драке.

Бокуто школы Касима Син-рю
Бокуто школы Касима Син-рю

Я не утверждаю, что фехтовальщики в период правления Токугава сознательно или очевидно развивали бокуто-дзюцу или синай-дзюцу. Они явно думали, что все эти техники применимы к мечу. Но реальность заключалась в том, что по большей части проблемы, которые они пытались решить, - проблемы, приводящие к инновациям, - в значительной степени проистекали из поединков на имитациях мечей, а не с настоящими. И это почти наверняка должно было повлиять на технику.

Карл Фрайдей, историк и мастер Касима Син-рю

ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ:

НАВЫКИ НИНДЗЯ. УРОК 6: ЖДИТЕ, КОГДА ПРОТИВНИК СДЕЛАЕТ ХОД
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ19 апреля 2022
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ДЗЮДЗЮЦУ (ДЖИУ-ДЖИТСУ)
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ15 апреля 2022