Огромное количество родителей интересуется — удалять ли миндалины и аденоиды у детей или сохранить их.
Мы обратились за рекомендациями к нашему ЛОР-врачу Кутубулатовой Елене Владимировне. Вот ее мнение по данному вопросу:
«Как хирург с большим стажем, я считаю, что лучшая операция та, которую удалось избежать.
Небные миндалины, аденоиды, есть у всех детей в мире. И это прекрасно, потому что эта лимфоидная ткань является первым барьером при встрече ребенка с новым запахом, с новым вкусом, с новым аллергеном, с новой инфекцией. И эти органы должны работать. И работать правильно — при встрече с новой инфекцией они увеличиваются в размерах, нарабатывают свой имунный ответ. И когда инфекция, аллерген или антиген становятся знакомыми, они уменьшаются в размерах. И так повторяется повторяется не раз.
Аденоиды обычно атрофируются у деток к 12 годам, то есть к подростковому периоду. Небные миндалины в этот период начинают расти более агрессивно и брать на себя более активную роль. Аденоиды, небные, трубные, язычные, глоточные миндалины образуют кольцо Пирогова. И все они участвуют в одном процессе — во встрече ребенка, детского организма с каким-то антигеном. И не важно какой он по структуре: аллергический, вирусный, бактериальный, грибковый и тд.
В норме у всех детей есть и аденоиды и небные миндалины. И когда встает вопрос об их удалении? По моим наблюдениям, это происходит тогда, когда родители находятся в отчаянии, когда им не хочется заниматься здоровьем своего малыша, а хочется найти простой выход и решение проблемы. А так не бывает.
Да, ребенок может столкнуться с очень неприятными симптомами: ему становится трудно дышать, он храпит, он в гипоксии, может нарушиться лицевой скелет, прикус, ребенок будет легко утомляться, его успеваемость будет страдать. Но до этого момента доводить нельзя!
Именно поэтому мы начинаем профилактировать здоровье ребенка еще в утробе матери. То есть мама должа войти в беременность здоровой, быть здоровой во время беременности и кормить ребенка, тоже будучи здоровой.
Одним из важнейших витаминов для здоровья лимфоидной ткани является витамин Д. Его мы назначаем с самого первого дня жизни ребенка. Омега 3 есть в материнском молоке, поэтому Омегу мы добавляем только когда ребенок уходит с грудного вскармливания.
Как бы грустно это не звучало, но на операциях зарабатываются огромные деньги, врачей с самых первых курсов учат, что нужно сразу оперировать, а не ждать и не пытаться лечить консервативно, и здесь я категорически не согласна.
В каждом отдельном случае вопрос с аденоидами или миндалинами нужно решать индивидуально. Для каждой операции есть показания.
Например, для удаления аденоидных вегетаций они следующие: более 4 отитов в год, нарушение слуха, изменение лицевого скелета, изменение прикуса у ребенка.
Показания для удаления небных миндалин (но у деток мы не удаляем целиком миндалины, а только подрезаем их, убираем излишки лимфоидной ткани): ангины более 4 раз в год, тонзиллогенные интоксикации (повышение температуры тела, осложнение на суставы, сосуды и сердце).
И повторюсь, лучшая операция все-таки та, которую удалось избежать.
Далее, если мы предполагаем, что у ребенка закрыты дефициты витамина Д и Омега 3, то самым частой причиной гипертрофии аденоидов и небных миндалин является дефицит железа.
И связан он не с тем, что наши детки не едят мяса или капризничают, когда они не хотят это мясо. Детки не едят мясо, потому что оно у них не всасывается, потому что их организм не готов его переработать и взять из этого мяса те элементы, которые нужны. То есть круг замыкается: с едой железо не поступает, с другими препаратами родители этого не дают — и вот результат — неправильная работа лимфоидной системы.
Что же делать? Возможно ли решить проблему консервативно? Да. Это будет и местное лечение, и изменение образа жизни (увлажнение воздуха), и режим дня. А также обязательное закрытие дефицитов — витамина Д, Омега 3, железа.
Хочу особо отметить, что для ребенка также чрезвычайно важна психологическая обстановка в семье. Если между родителями есть понимание, взаимное уважение и любовь, то дети в таких семьях практически не болеют. Поэтому залог здоровья малыша и профилактика хирургии — это еще и здоровая семья.»