В последнее время у исследователей появились данные, которые говорят о том, что величайший полководец всех времён и народов не умер в изгнании на острове св. Елены. А успешно бежал - так же, как бежал когда-то с острова Эльба.
Это началось задолго до того, как англичане сослали проигравшего Ватерлоо Наполеона на остров святой Елены… Историк и писатель Александр Горбовский отмечает, что сразу после коронации Наполеона в императоры агенты его министра внутренних дел Фуше начали искать по всей Франции людей, которые были бы похожи на Бонапарта. Попросту говоря, двойников свежеиспеченного монарха. Фуше прекрасно понимал, что недругов у его патрона в Европе предостаточно и решил подставить под пули возможных убийц двойников. И замысел Фуше вполне оправдался…
Были найдены четыре человека. Один из них был отравлен накануне Ватерлоо, другой погиб от пули наемного убийцы, а третий, упав с лошади, сломал позвоночник и остался на всю жизнь парализованным калекой. И лишь четвёртый из них - Франсуа Робо после отречения Наполеона вернулся в свою родную деревню, где у него жила родственница - сестра.
Какое-то время Франсуа спокойно жил в своем доме, но в 1818 году в его деревне появилась пышная карета. Кто в ней сидел, неизвестно, а кучер спросил, как проехать к дому Робо. Потом, когда заинтригованные односельчане спросили Робо, кто же к нему приезжал на такой дорогой карете («чай, из самого Парижу..»), Франсуа ответил, что приезжал некой господин покупать у него кроликов.
Однако, через два месяца Робо исчез. Вместе со своей сестрой. Вечером был. А утром его дом уже стоял пустым. Полиция напряглась. Начали искать «бывшего друга Наполеона». Через год в городе Нанте случайно удалось найти сестру Робо. Она нигде не работала, но жила тем не менее припеваючи - все ее счета кто-то оплачивал. На вопрос, где е` брат, женщина ответила, что он нанялся матросом и ушёл в плавание.
Любопытно, что в конце того же года жена генерала Бертрана, поехавшего в ссылку на остров св. Елены вместе с Наполеоном, написала в своём дневнике:
«Победа, победа! Наполеон покинул остров!»
А сторожившие ссыльного императора англичане отметили, что в 1818 году Бонапарт стал нелюдим, перестал выходить из дому на прогулки…
После опубликования Горбовским этих фактов, он получил из Франции письмо следующего содержания:
«Месье, цель этого послания - получить какие-либо дополнительные сведения к Вашей статье… В 1948 году я познакомился с девушкой, которая спустя четыре года стала моей женой. Вскоре после нашей первой встречи, в ходе обыденной беседы, моя будущая жена сообщила мне, что в могиле в парижском Доме инвалидов погребён не Наполеон, а один из её предков по отцовской линии. Дедушка моей будущей жены рассказывал обо всем этом тем, кто соглашался его слушать, и всегда нервничал, если видел, что к его рассказу относятся с недоверием. Эта легенда, видимо, не вышла за круг семьи и угасла безо всяких последствий со смертью дедушки.
Можете себе представить, каково было моё изумление, когда я недавно прочёл Вашу статью и ознакомил с ней мою супругу. Что же касается её, она, прочитав статью, ничуть не удивилась и даже нашла в ней детали, подтверждающие рассказы деда. Вы, наверное, догадываетесь, что её фамилия в девичестве Робо? Добавлю, что моя жена получила по наследству от предков медаль, называемую «Святая Елена».
Раймон ЛАНТЦЕНЕР».
После получения этого во всех отношениях замечательного письма Горбовский предпринял исторические изыскания, которые принесли определенные плоды. Выяснилось, что в конце 1818 года в Вероне объявился некий месье Ривард - коммерсант. Сохранились воспоминания компаньона Риварда (некоего Петруччи) об этом самом таинственном коммерсанте. Во-первых, месье Ривард совершенно не имел никакой склонности к коммерции и, скорее, просаживал деньги, нежели приумножал. А во-вторых... он был как две капли похож на Наполеона. В Вероне Риварда даже в шутку прозвали Императором.
Однако, 23 августа 1823 года, получив откуда-то письмо, Ривард заявил, что неотложные обстоятельства заставляют его немедленно покинуть Верону. Был он весел и оживлен. Перед отъездом, однако, Ривард передал Петруччи конверт вместе со следующей просьбой: если он, Ривард через 3 месяца не вернется, конверт нужно передать адресату. В качестве адресата значился никто иной, как король Франции.
Через 3 месяца Ривард в Верону не приехал, Петруччи взял запечатанный конверт и уехал с ним в Париж. Вернулся он чрезвычайно довольным и стал сорить деньгами: видимо, за труды (и, скорее всего, за молчание) ему обломилось от Бурбонов немало. Но через тридцать лет, незадолго перед смертью старенький Петруччи пришел в мэрию Вермона и сделал заявление. Оно было, как положено, подписано самим Петруччи и несколькими свидетелями, после чего сдано в архив. А заявил Петруччии ни много, ни мало, что его знакомый месье Ривард был Наполеоном.
Трудно сказать, куда и по чьему зову отправился Наполеон из Вермона. Есть гипотеза, что он уехал в Америку, решив в Новом свете попытать политического счастья ещё раз. Но, видимо, не удалось…
И ещё один факт вдогонку - касательно преданного двойника Наполеона Франсуа Робо. В церковной книге той деревни, где он родился, осталась запись: «Франсуа Эжен Робо, родился в этой деревне в 1771 году. Умер на острове Св. Елены». И значит, его могила - в парижском Доме инвалидов, под плитой с надписью «Наполеон». Где же похоронен настоящий император, никому неизвестно.
Александр НИКОНОВ, Москва
Фото: fishki.net
© "Всё ясно", 2004
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!