На становление личности ребенка оказывают влияние три фактора: генетика, воспитание и среда, в которой он растет. Сегодня мы поговорим о том, что сказал известный японский писатель о воспитании. Мы не будем говорить, что до пяти лет принято позволять ребенку все, а разберем то, что актуально для детей не только Японии, но и всего мира.
Воспитывать человека надо с первого дня рождения
Так сказал русский писатель Антон Павлович Чехов, и мы с ним полностью согласны по ряду причин.
Во-первых, активнее всего психика человека формируется именно в детском возрасте. Ребенок познает себя и мир и, словно губка, собственной душой впитывает все, что происходит вокруг.
Неслучайно с целью проработки у клиента психотравм психолог спрашивает в первую очередь о детском опыте тех или иных переживаний. Пример: отец с детства был холоден к девочке, и во взрослом возрасте она начала ненавидеть мужчин.
Впрочем, дело касается не только отрицательных моментов: позитивный опыт тоже помогает сформировать определенные установки. Например, один ребенок поделился с другим игрушкой, и тот в следующий раз ответил ему тем же. Так дети усваивают, что делиться друг с другом – это хорошо, и это входит в привычку.
Во-вторых, у детей (а иногда и у подростков) еще не настолько развитое критическое мышление, чтобы они могли самостоятельно сделать себя высоконравственными людьми.
В этом возрасте они еще не способны сами отличить хорошее от плохого и уж тем более проанализировать, будет ли хорошим определенный поступок в той или иной ситуации. Поэтому задача родителей – помочь в этом детям.
Как быть, если воспитания было мало?
Если отрицательное родительское влияние негативно сказывается на взрослой жизни, исправить ситуацию иногда можно. Делается это следующим образом:
1) Только при помощи самостоятельной работы.
Человек покупает специализированные книги по психологии, смотрит тематические вебинары. Совет: выбирать стоит те книги, которые написаны российскими профессионалами, поскольку это подойдет под наш менталитет.
2) Путем работы с психологом.
Конечно, и здесь процент самостоятельной работы будет немалым, но взгляд со стороны другого человека поможет посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Наиболее эффективной будет индивидуальная работа (особенно в самых тяжелых случаях), но посетить групповые занятия тоже можно.
Почему так сложно исправить ситуацию во взрослом возрасте?
Наш мозг имеет свойство сохранять энергию. Делает он это с помощью привычек – действий, доведенных до автоматизма. Чем больше времени человек ведет себя определенным образом, тем сложнее ему изменить свое поведение: с годами привычки крепчают.
Бывает ли так, что работа оказывается неэффективной?
К сожалению, да, особенно в запущенных случаях. Метафорически представим такой случай в виде пожара. Если человек еще и привык сдаваться, он заливает этот пожар керосином.
Итак, он сдается, затем разочаровывается. Лишь единицы могут снова начать работать над собой и своей жизнью. Чтобы ребенка не ждала такая участь, родителям стоит помнить:
Мудрая Тереза - подписывайтесь на канал, становитесь мудрее