Найти тему
Читает Шафферт

Что такое "сибирский текст русской литературы"?

Помните, как в школе мы писали сочинения об образе Москвы в романе Л. Толстого "Война и мир" или М. Булгакова "Мастер и Маргарита" и образе Петербурга у Достоевского и Гоголя? Тогда мне казалось, что только у Москвы и Петербурга есть "образ", и это как-то фундировало их, делало привлекательным местом для поездки и создавало ощущение, будто о столичных городах мы все знаем как-то больше и лучше, чем о других местах огромной страны. А потом в 2002 году в "Сибирском филологическом журнале" вышла статья В. Тюпы "Мифологема Сибири: к вопросу о "сибирском тексте" русской литературы", и мы стали все чаще говорить об изображении разных регионов страны в художественных текстах. О том, как это изображение развивается и эволюционирует, а также о том, что некоторые места так и остались для писателей "белыми пятнами": они не стали местом действия романа, повести, рассказа или пьесы, никакой литературный персонаж не погулял по их берегам или улицам и не подумал заодно о вечном.

Возвращаясь к определению понятия "сибирского текста", хочется процитировать фрагмент упомянутой статьи:

К XIX столетию Сибирь была не только освоена Российской империей геополитически, но и усвоена русской культурой в качестве некоторого концепта. Сибирь с ее каторгами, пересыльными тюрьмами, принудительными поселениями и одновременно искателями счастья (переселенцами) в национальном сознании мифологизировалась, стала достоянием «доксы», общепонятным хронотопиче-ским образом некоторого способа присутствия человека в мире (...). Хронотопический образ Сибири в русской классической литературе представляет ее страной холода - зимы - ночи (луны), то есть смерти в мифологическом ее понимании. И хотя за Уралом три летних месяца по преимуществу стоит жара, в литературных пейзажах Сибири лето и солнце, как правило, игнорируются. Одновременно Сибирь - страна безлюдного и беспредельного (символ космической вечности) пространства. Как пишет Чехов в очерках «Из Сибири»: «Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только птицы перелетные знают, где она кончается»

Далее Тюпа пишет о том, как представлена Сибирь в произведениях Достоевского, Толстого, Чехова, Некрасова и, конечно, "Житии протопопа Аввакума", и делает вывод:

Пунктирный ряд приведенных нами вершинных примеров актуализации в художественных произведениях лиминальной мифологемы Сибири, как представляется, свидетельствует о присутствии в составе русской литературы корпуса сочинений, связанных не только тематически, но и мифопоэтически, что является решающим аргументом для атрибутирования его как особого сибирского текста.

После этого о "сибирском тексте" заговорили все подряд, стали проводить конференции и выпускать сборники статей, и существенно конкретизировали это понятие.

Сборник статей о сибирском тексте, изданный в Красноярске
Сборник статей о сибирском тексте, изданный в Красноярске

Процитирую статью Е. А. Макаровой "Специфика бытования "сибирского текста" в литературной ситуации последней трети XIX века":

"Как мы попытались показать на примере истории «сибирского текста», специфика его бытования в русской литературе и культуре последней трети XIX в. заключается в том, что Сибирь теперь исследуется как принципиально значимое географическое пространство России, то конкретное место, где явлена самостоятельная сфера человеческого бытия, сложная, противоречивая и настоятельно требующая художественного осмысления. Это позволяет поставить вопрос и об особой сюжетообразующей функции Сибири, связанной с формированием особой типологии героя, репрезентативным набором жанров, выработки устойчивых нарративных стратегий. Такого рода подход требует нового типа исследования, что и станет нашей дальнейшей задачей."

Прочитав десятки статей и суммировав выводы их авторов, я могу сказать, что исследователи более-менее договорились о том, что "сибирский текст" - это:

  • литературный текст о Сибири или литературный текст, местом действия которого является Сибирь, и это важно для сюжета
  • литературный текст, созданный в Сибири ее жителями, и отражающий их представление об их регионе
  • литературный текст, созданный вне Сибири, отражающий представление людей из других регионов России и мира о сибирской специфике

Также важно понимать, что:

  • Сибирская литература - не равно "сибирский текст", книги сибирских писателей могут содержать "сибирский текст", а могут с тем же успехом содержать "московский" или какой-то еще текст;
  • Сибирское краеведение - не равно "сибирскому тексту" русской литературы, хотя это отчасти пересекающиеся множества;
  • "Сибирский текст" русской литературы начался примерно в XVII веке, сформировался в XIX веке и прошёл довольно существенную эволюцию: от рассказа о холодном, суровом и недружелюбном крае в дореволюционных текстах через романтизацию Сибири как края больших достижений и великих свершений в советские годы к историям о Сибири как необычайном мистическом пространстве и сибиряках как людях особенных, честных и чистых в настоящее время.
"Сибирский текст" изучается в том числе и на материалах творчества одного писателя, как в данном случае
"Сибирский текст" изучается в том числе и на материалах творчества одного писателя, как в данном случае

Приведу еще одну цитату, на этот раз из статьи томского исследователя А. С. Янушкевич "Сибирский текст: взгляд извне и изнутри" (из сборника материалов конференции "Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства"):

Разумеется, в недрах сибирской литературы не родились шедевры, соотносимые с открытиями Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова. И если появлялся «Конек-горбунок», то он как бы «выпрыгивал» за пределы сибирской литературы и становился уже частью общерусской культуры. Но не была ли и вся сибирская литература такой же органической частью единого целого русской культуры? Взгляд изнутри и извне взаимодополняли друг друга... И впоследствии художественные открытия Вампилова и Шукшина, Астафьева и Распутина распространятся в тексте общерусского литературного процесса и уже определят что-то очень существенное в его развитии...
Сибирская литература как особый текст культуры имела свою историю и судьбу. Она шла параллельно с общерусской литературой, но на пересечении образовывала те узлы, которые было трудно развязать, и те завязи, которые давали оригинальные плоды. Феномен сибирского текста не в сравнении и тем более противопоставлении двух культур, а в их взаимодействии и синтезе. Два взгляда на Сибирь (извне и изнутри) – органическое целое сибирского текста.
Хороший образец публицистического "сибирского текста": книга журналистки Замиры Мирзовны Ибрагимовой, приехавшей в Сибирь после окончания журфака Ленинградского университета. "Какой Ленинград - все нормальные люди едут в Сибирь", - сказала она в 1960 году и поехала писать о том, как рождается СО АН СССР.
Хороший образец публицистического "сибирского текста": книга журналистки Замиры Мирзовны Ибрагимовой, приехавшей в Сибирь после окончания журфака Ленинградского университета. "Какой Ленинград - все нормальные люди едут в Сибирь", - сказала она в 1960 году и поехала писать о том, как рождается СО АН СССР.

Но вот что интересно. Сибирь (и не только Сибирь, но я сейчас пишу об этом регионе) широко представлена в детской литературе, но до сих пор мало кто задавался вопросом, а что же такое "сибирский текст детской литературы"? Что интересного происходило внутри него на протяжении последних двухсот лет и что он представляет из себя сегодня? Очень интересные наблюдения об этом сформулировала доктор исторических наук Наталья Николаевна Родигина, которой, к сожалению, не стало в этом году. Она говорила в основном о детской литературе о Сибири XIX и первой половины ХХ века. А я пошла с другого конца и стала кропотливо собирать упоминания о Сибири и образы Сибири из относительно новых, современных детских книг, русских и переводных. За несколько лет накопилась хорошая интересная коллекция, которой я постепенно буду делиться!

#сибирский текст #книги о сибири #литературоведение #русская литература #читает_шафферт

Российская литература
0