Многие как минимум из учебников по истории слышали о Спарте, ее государственном милитаризованном устройстве, быте и культуре. Как ни странно, это государство манит своей необычной историей появления и развития. Но больше всего привлекают внимание спартанские рассказы и легенды.
Именно через историю, быт и легенды мы постараемся разобраться, как воспитывался ребенок в спартанском обществе.
Мальчик и лисёнок
Возможно, вы уже где-то слышали эту легенду. Михаил Гаспаров в своей книге «Занимательная Греция» посвящает несколько строк этим двум персонажам.
Быт спартанцев был весьма суров: спали на жестком тростнике, жили впроголодь и носили один плащ круглый год. Детей с семи лет забирали из семьи и переселяли их в казармы, где они проходили военную подготовку. В качестве ежегодной традиции их секли розгами на алтаре Артемиды. Некоторые не переживали такой процедуры.
Прежде всего обучались военному искусству, причем сами, так как учителей для такого дела не было. Тренировали силу, ловкость, выносливость и храбрость, благодаря чему и побеждали противников. Особое внимание стоит уделить илотам, завоевонному Спартой населению, которых спартанцы частенько обчищали. Бывало даже, что в качестве практики в мирное время спартанские дети устраивали набеги на них. А чтобы привить спартанцу отвращение к алкоголю, приводили илота, поили его до беспамятства и водили около обеденных столов, что вызывало желаемый результат.
Подростков учили воровать. И здесь все достаточно просто: получилось своровать – хорошо, не получилось и ничего не принес – плохо. С этим как раз связана легенда, которую спартанцы передавали поколениями.
Один мальчик украл лисенка. К нему подошли, он спрятал лисенка под плащ. Лисенок оставил ему глубокую рану в животе, но мальчик стоял твердо и говорил спокойным голосом. Его не заподозрили. Мальчик умер от полученной раны. О его поступке рассказывали детям, как о подвиге.
Почему мальчик так поступил?
Общественный быт определяет общественное сознание. И это подтверждается даже этой легендой. Мальчик воспитывался в обществе, где во главу угла ставили мужество и храбрость. Ежегодная порка розгами могла сформировать какую-никакую привычку. К тому же, если спартанец в чем-то провинился, его били в качестве наказания. Здесь точно могла сформироваться привычка, ведь чем чаще чувствуешь боль, тем меньше ее замечаешь.
Комфортные условия спартанцев не привлекали, так как они могли отвлечь от самого важного дела их жизни – войны. Милитаристический строй влиял на мировоззрение спартанцев. Они даже говорили мало и только по делу, никакая словесная вода в этом обществе не приветствовалась, а наоборот, даже осуждалась. Когда к ним приходили за помощью и военной поддержкой, спартанцы могли отказать в этом просто потому, что просьба была слишком длинной, с множеством эпитетов. И здесь, возможно, стоит согласиться с ними, ведь на войне дело важнее слов.
Итог
«Занимательная Греция» Михаила Гаспарова весьма доступным языком написанное пособие для тех, кто хочет окунуться в историю Древней Греции. Что касается быта Спарты, то он бесспорно влияло на все общественные институты, начиная с семьи и заканчивая военно-политическими механизмами.
Если человек воспитывается в суровых условиях, то его характер будет столь же суров. А из каждого такого сурового человека формируется суровое государство. Передача традиций из поколения в поколение продлевает его существование, пока что-либо не перекроит государственный строй в корне.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши статьи.
#фотон #общество #политика #спарта #государство #греция #воспитание #история