12 апреля 1961 года. Полет, который мир никогда не забудет. А мы им будем особенно гордиться. Да, может быть, космическая отрасль теперь в России не на высоте, но нужно верить, что наступят времена лучше. И нужно помнить того советского улыбчивого космонавта, который первым в мире побывал за пределами Земли. Юрий Алексеевич, мы, конечно, многое потеряли. Но будем стараться исправить ситуацию.
Те 108 минут потрясли мир. Очень тяжелыми и неспокойными они были для тех, кто организовывал полет, кто в нем участвовал – для Гагарина, Королёва и многих других.
Вещи, которые заставили еще сильнее переживать организаторов полета и его участника, начались еще до старта. Расскажу по порядку, что именно происходило.
Проблемы с люком
Когда его закрывали, то выяснилось, что не замкнулся один из контактов. Один из трех. Это нельзя было оставить без внимания, потому что контакт был важным. Он отвечал за запуск таймера катапультирования в момент спуска на Землю первого в мире человека, побывавшего в Космосе.
Королев контролировал ситуацию. Узнав о проблеме, он распорядился быстро всё исправить. Люк сняли, подправили контакты. В общем, проблему устранили. Гагарину Королёв рассказал всё как есть. Сергей Павлович пояснил Юрию Алексеевичу, что не замыкался контакт. Кроме того, Королев успокоил Гагарина, сказав, что волноваться не нужно, что всё будет хорошо.
Выход на орбиту Земли
В процессе тоже случилась одна неприятная история. Дело в том, что вышел из строя один из приборов, по которому ориентировались в центре управления полетом. Это привело к тому, что своевременно не был выключен двигатель. Корабль вынесло на 85 километров выше, чем это было запланировано.
И что? Это было страшно? Да, очень. Дело в том, что на новой высоте космический корабль не имел возможности быстро сбросить скорость. Но всё могло быть еще хуже. В целом выключение двигателей прошло довольно штатно – по плану «Б». Если бы космический корабль ушел еще дальше, то Гагарин мог застрять в Космосе на долгое время. А при подготовке полета рассчитывали, что Юрий Алексеевич максимум сможет продержаться 10 суток.
Выходит, что космонавту угрожала погибель из-за того, что у него закончились бы ресурсы. Гагарин мог стать заложником корабля «Восток».
Полет
Ходят слухи, что Гагарин в Космосе на какое-то время отключился. Эта информация не соответствует действительности. Всё проходило штатно. Юрий Алексеевич общался с центром. Если притягивать за уши, то можно указать, что одна проблема была. В невесомости Гагарин упустил карандаш.
Торможение
На этой стадии была проблема посерьезнее. Дело в том, что скорость корабля снизилась на 132 метра. Согласно расчетам, она должна была стать меньше на 136 метров. Изменилась траектория движения корабля. «Восток» начало довольно сильно крутить. Гагарин это всё назвал «кордебалетом». Юрий Алексеевич рассказывал, что болтало очень сильно: «То Африку вижу, то горизонт... Голова, ноги, ноги, голова…». Впрочем, Гагарин мужественно всё это перенес. Ему даже было интересно следить за ситуацией, одновременно и участвуя в ней.
Разделение
Оно тоже пошло не так, как было задумано. Гагарин на протяжении 10 минут испытывал серьезные перегрузки. Космонавт мог вполне потерять сознание. Но Юрий Алексеевич никому не стал жаловаться на проблему. Гагарин рассудил так: «Страна большая. Где-нибудь сяду». Смелый был человек.
К счастью, в целом всё сложилось довольно хорошо. Гагарин действительно смог приземлиться.
Приземление
Оно тоже пошло не по плану. Но, если не обращать внимания на мелочи, всё получилось.
Впрочем, мелочи – это же самое интересное.
Изначально планировалось, что Гагарин приземлится в Саратовской области. Так и случилось. Только космонавта ждали в одном месте, а он приземлился в 200 км от него.
Вторая неприятность – не открылся третий парашют. Гагарин спускался на землю на двух.
Была проблема посерьезнее: Юрий Алексеевич никак не мог открыть клапан, который давал возможность дышать атмосферным воздухом. Пришлось повозиться. Гагарин 5 минут на это потратил. Не хочется представлять, что было бы, если б Юрий Алексеевич не смог справиться с проблемой.
В целом всё прошло по плану с небольшими отклонениями. Конечно, вся команда переживала за Гагарина, за эксперимент. Проектом занимался Сергей Павлович Королев. И не он один. Люди, которые развивали советскую космическую сферу, очень хорошо разбирались в вопросе.