Что любил есть сам Чехов? И чем писатель «кормил» персонажей своих произведений? Расскажу обо всем по порядку в этой статье.
Антона Павловича трудно назвать чревоугодником.
Гурманом? Возможно.
Любил жареных карасей в сметане, в своей квартире устраивал множество обедов и ужинов, но дома ел умеренно. Порой и вовсе питался сумбурно и как попало.
Александр Куприн вспоминал, как жаловалась на «Антошин» аппетит мать писателя:
Антон Павлович ел чрезвычайно мало и не любил сидеть за столом, а все, бывало, ходил от окна к двери и обратно. Часто после обеда, оставшись в столовой с кем-нибудь один на один, Евгения Яковлевна (мать) говорила тихонько, с беспокойной тоской в голосе: А Антоша опять ничего не ел за обедом
Правда, в гостях Чехов свой аппетит иногда не сдерживал: «...не могу выразить, сколько я съел свежей зернистой икры и выпил цимлянского! И как это я до сих пор не лопнул!»
Но ведь в гостях не нужно было платить: «...у меня деньги на исходе. Приходится жить альфонсом. Живя всюду на чужой счет, я начинаю походить на нижегородского шулера, который ест чужое, но сверкает апломбом» — писал Чехов родным.
Не раз Антон Павлович упоминал икру и в своих произведениях. Например, в рассказе «О бренности» — про блины с икрой:
Но вот наконец показалась кухарка с блинами… Семён Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлёпнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой, обмазал их икрой
И в жизни писатель обожал блины. Даже посвятил им отдельный рассказ:
«Как пекут блины? Неизвестно... Об этом узнает только отдаленное будущее, мы же, не рассуждая и не спрашивая, должны есть то, что нам подают... Это тайна!».
Но вернемся к карасям в сметане. Это блюдо Чехов любил в жизни, любил и упомянуть о нем на страницах своих книг.
Берут карасей обыкновенных, еще живых… животрепещущих, и в молоко… День в молоке они, сволочи, поплавают, и потом как их в сметане на скворчащей сковороде изжарят, так потом, братец ты мой, не надо твоих ананасов! Ей-богу… Особливо, ежели рюмку выпьешь, другую. Ешь и не чувствуешь… в каком-то забытьи… от аромата одного умрешь!..» — писал Антон Павлович в рассказе «Невидимые миру слезы».
В другом рассказе «Сирены» герой рассуждает: «Из рыб безгласных самая лучшая — это жареный карась в сметане; только чтоб он не пах тиной и имел тонкость, нужно продержать его живого в молоке целые сутки».
Для вас я нашла старинный способ приготовления этого блюда.
Итак, самый простой рецепт карасей в сметане, описанный современниками писателя, такой:
«Очистить, вымыть определенное число карасей, вытереть досуха, натереть солью, заколеровать, т.е. обвалять в муке, положить на раскаленную сковороду в растопленное масло, обжарить с двух сторон, когда будут готовы, залить сметаной, немного посыпать сухарями, скропить маслом, поставить в духовую печь.
(3 фунта маленьких карасей, 2 ложки муки, 1/4 фунта масла, 1/2 фунта сметаны)»
Приятного аппетита!