Найти тему
Радио «Орфей»

Музыка к нам вернулась!

Возвращение, возрождение, справедливость, открытия. Эти слова как нельзя лучше описывают, события, происходящие в Московском международном Доме музыки в эти апрельские дни. Симфонический оркестр радио «Орфей» возвращает нам музыку, молчавшую десятилетия. Возрождённая, она звучит в спектаклях «Жизнь подо льдом» и «Игры теней». Актёры рассказывают истории из жизни советских композиторов, имена которых поглотило безжалостное время. В юности их называли гениями. Догмы идеологии и безразличие обывателей сделали их изгоями.

Сцена из спектакля «Жизнь подо льдом»

Справедливость торжествует на Международном фестивале «Энергия открытий». Смотр радиостанции «Орфей» и компании «Юнипро» второй раз проходит в Москве. На нем представлены работы, осуществлённые сотрудниками радио в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов». Наш корреспондент Наталья Оганджанянц побывала на премьере спектакля «Жизнь подо льдом» и побеседовала с его участниками и создателями.

-2

Фестиваль «Энергия открытий» в Московском международном Доме музыки

На сцене представлена ретроспектива постреволюционной истории нашей страны. Все катаклизмы сложных лет, проходят сквозь творчество ленинградского композитора Алексея Животова, образ которого воплотил на сцене Дмитрий Миллер.

-3

Дмитрий Миллер в роли Алексея Животова

В самом начале спектакля на сцене очень обыденно судачат обыватели. Их пока не коснулись аресты, расстрелы, обыски. Они вскользь обсуждают репрессии, сплетничая и болтая о повседневных вещах. Кошмар становится нормой жизни.

А юный композитор живёт в окружении кумиров, дружит с Ахматовой, Шостаковичем, Северяниным… Он знаменит. Его интересная экспериментальная музыка звучит в престижных залах. Через несколько лет придёт время выбора. Для продолжения блестящего взлёта ему надо «всего лишь» подстроиться под новые идеалы. Он начинает внутренний диалог со Сталиным, в роли которого выступает Александр Яцко.

-4

Заслуженный артист России Александр Яцко

Чувствуя, что пришла пора приспособиться к ярлыкам времени, существует, словно подо льдом. Пресс идеологии и проблем тянет его ко дну, но на лице творца улыбка. Словно задыхаясь, он ощущает блаженство в предчувствии неминуемой гибели. Так постепенно яркая личность становится человеком, которого не было.

В финале действа на сцену вновь выходят обыватели. Повседневная болтовня вступает в диссонанс с масштабом драмы, разворачивающейся на наших на глазах.

-5

Сцена из спектакля «Жизнь подо льдом»

Режиссёр постановки Дмитрий Сердюк поясняет равнодушие толпы: «Обыватели были всегда и будут в нашей жизни. Я не могу их обвинять. Мы привыкаем даже к ужасным событиям. Самое страшное — самому превратиться в обывателя».

-6

Лауреат премии президента России Дмитрий Сердюк

Лейтмотив спектакля «Жизнь подо льдом» — музыка Алексея Животова. Под неё артисты проживают судьбу «тонущего» композитора, тонко чувствуя и передавая залу его эмоции и отчаяние. Режиссёр Дмитрий Сердюк гармонично соединил на сцене музыкальный и драматический жанры: «Впервые исполнена музыка, молчавшая долгие годы. Это особый момент. Когда её исполняет оркестр, актёры вдохновляются».

-7

Симфонический оркестр радио «Орфей»

Оркестр и дирижёр — полноценные участники действа. Художественный руководитель Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев делится своим видением творений Алексея Животова: «В постановке звучит „Праздничная увертюра“, но никакого праздника в ней не слышно. Она вызывает невероятную грусть, символизируя всё, что произошло в те годы с людьми. Особенно отрадно, что сейчас историческая справедливость восстановлена. Музыка и имя её автора, жестоко стёртые из жизни нескольких поколений, вернулись к нам. От осязания этого ощущения трепетные».

-8

Заслуженный артист России Сергей Кондрашев на репетиции

Мир русской музыки гораздо богаче, чем могут представить меломаны-любители и профессионалы. В архивах хранится огромное число неизвестных нотных раритетов. Проект «Возрождаем наследие русских композиторов» восстанавливает историческую справедливость, освобождая музыку от плена забвения и возвращая её людям. Сотрудники радио «Орфей» исследуют биографии и творческое наследие авторов. Симфонический оркестр радио «Орфей» по рукописям изучает и исполняет их музыку.

Главный дирижёр оркестра Сергей Кондрашев гордится работой по воссозданию забытой музыки прошлого: «Музыкантам интересно участвовать в проекте „Возрождаем наследие русских композиторов“. Это очень почётно — открывать партитуры, которые никто до тебя не открывал. В этом есть тайна неизведанного. Убеждён, мы делаем важное дело».

История — это всегда урок для настоящего. Режиссёр Дмитрий Сердюк уверен, что открытие забытых имён в музыке — большой вклад в наше будущее: «Никогда не должно повториться то, что случилось с этими людьми. Это ответ на вопрос, зачем мы делаем этот фестиваль, зачем мы берём эти имена и говорим о них».

-9

Премьера спектакля «Жизнь подо льдом» на фестивале «Энергия открытий»

На концертах и в записи уже звучат возвращённые к жизни произведения Антона Аренского, Николая Голованова, Александра Мосолова. Обрели голос сочинения Леонида Половинкина и Георгия Катуара. Вчера на фестивале «Энергия открытий» слушатели открыли для себя прекрасную музыку Алексея Животова. Уже сегодня их ждёт новое знание. В спектакле «Игры теней» — рассказ о судьбе и творчестве композитора Владимира Дешевова. Его называли «хрупким эльфом» и «царскосельским Листом». Изящный, красивый, талантливый он так хотел быть счастливым…

Текст: Наталья Оганджанянц

Фото: Владимир Яроцкий