Возвращение, возрождение, справедливость, открытия. Эти слова как нельзя лучше описывают, события, происходящие в Московском международном Доме музыки в эти апрельские дни. Симфонический оркестр радио «Орфей» возвращает нам музыку, молчавшую десятилетия. Возрождённая, она звучит в спектаклях «Жизнь подо льдом» и «Игры теней». Актёры рассказывают истории из жизни советских композиторов, имена которых поглотило безжалостное время. В юности их называли гениями. Догмы идеологии и безразличие обывателей сделали их изгоями.
Сцена из спектакля «Жизнь подо льдом»
Справедливость торжествует на Международном фестивале «Энергия открытий». Смотр радиостанции «Орфей» и компании «Юнипро» второй раз проходит в Москве. На нем представлены работы, осуществлённые сотрудниками радио в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов». Наш корреспондент Наталья Оганджанянц побывала на премьере спектакля «Жизнь подо льдом» и побеседовала с его участниками и создателями.
Фестиваль «Энергия открытий» в Московском международном Доме музыки
На сцене представлена ретроспектива постреволюционной истории нашей страны. Все катаклизмы сложных лет, проходят сквозь творчество ленинградского композитора Алексея Животова, образ которого воплотил на сцене Дмитрий Миллер.
Дмитрий Миллер в роли Алексея Животова
В самом начале спектакля на сцене очень обыденно судачат обыватели. Их пока не коснулись аресты, расстрелы, обыски. Они вскользь обсуждают репрессии, сплетничая и болтая о повседневных вещах. Кошмар становится нормой жизни.
А юный композитор живёт в окружении кумиров, дружит с Ахматовой, Шостаковичем, Северяниным… Он знаменит. Его интересная экспериментальная музыка звучит в престижных залах. Через несколько лет придёт время выбора. Для продолжения блестящего взлёта ему надо «всего лишь» подстроиться под новые идеалы. Он начинает внутренний диалог со Сталиным, в роли которого выступает Александр Яцко.
Заслуженный артист России Александр Яцко
Чувствуя, что пришла пора приспособиться к ярлыкам времени, существует, словно подо льдом. Пресс идеологии и проблем тянет его ко дну, но на лице творца улыбка. Словно задыхаясь, он ощущает блаженство в предчувствии неминуемой гибели. Так постепенно яркая личность становится человеком, которого не было.
В финале действа на сцену вновь выходят обыватели. Повседневная болтовня вступает в диссонанс с масштабом драмы, разворачивающейся на наших на глазах.
Сцена из спектакля «Жизнь подо льдом»
Режиссёр постановки Дмитрий Сердюк поясняет равнодушие толпы: «Обыватели были всегда и будут в нашей жизни. Я не могу их обвинять. Мы привыкаем даже к ужасным событиям. Самое страшное — самому превратиться в обывателя».
Лауреат премии президента России Дмитрий Сердюк
Лейтмотив спектакля «Жизнь подо льдом» — музыка Алексея Животова. Под неё артисты проживают судьбу «тонущего» композитора, тонко чувствуя и передавая залу его эмоции и отчаяние. Режиссёр Дмитрий Сердюк гармонично соединил на сцене музыкальный и драматический жанры: «Впервые исполнена музыка, молчавшая долгие годы. Это особый момент. Когда её исполняет оркестр, актёры вдохновляются».
Симфонический оркестр радио «Орфей»
Оркестр и дирижёр — полноценные участники действа. Художественный руководитель Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев делится своим видением творений Алексея Животова: «В постановке звучит „Праздничная увертюра“, но никакого праздника в ней не слышно. Она вызывает невероятную грусть, символизируя всё, что произошло в те годы с людьми. Особенно отрадно, что сейчас историческая справедливость восстановлена. Музыка и имя её автора, жестоко стёртые из жизни нескольких поколений, вернулись к нам. От осязания этого ощущения трепетные».
Заслуженный артист России Сергей Кондрашев на репетиции
Мир русской музыки гораздо богаче, чем могут представить меломаны-любители и профессионалы. В архивах хранится огромное число неизвестных нотных раритетов. Проект «Возрождаем наследие русских композиторов» восстанавливает историческую справедливость, освобождая музыку от плена забвения и возвращая её людям. Сотрудники радио «Орфей» исследуют биографии и творческое наследие авторов. Симфонический оркестр радио «Орфей» по рукописям изучает и исполняет их музыку.
Главный дирижёр оркестра Сергей Кондрашев гордится работой по воссозданию забытой музыки прошлого: «Музыкантам интересно участвовать в проекте „Возрождаем наследие русских композиторов“. Это очень почётно — открывать партитуры, которые никто до тебя не открывал. В этом есть тайна неизведанного. Убеждён, мы делаем важное дело».
История — это всегда урок для настоящего. Режиссёр Дмитрий Сердюк уверен, что открытие забытых имён в музыке — большой вклад в наше будущее: «Никогда не должно повториться то, что случилось с этими людьми. Это ответ на вопрос, зачем мы делаем этот фестиваль, зачем мы берём эти имена и говорим о них».
Премьера спектакля «Жизнь подо льдом» на фестивале «Энергия открытий»
На концертах и в записи уже звучат возвращённые к жизни произведения Антона Аренского, Николая Голованова, Александра Мосолова. Обрели голос сочинения Леонида Половинкина и Георгия Катуара. Вчера на фестивале «Энергия открытий» слушатели открыли для себя прекрасную музыку Алексея Животова. Уже сегодня их ждёт новое знание. В спектакле «Игры теней» — рассказ о судьбе и творчестве композитора Владимира Дешевова. Его называли «хрупким эльфом» и «царскосельским Листом». Изящный, красивый, талантливый он так хотел быть счастливым…
Текст: Наталья Оганджанянц
Фото: Владимир Яроцкий