Последняя треть марта неожиданно показала февральский характер, и жахнула ветрами, которые порушили планы на уже привычную ловлю корюшки на Финском заливе. Столь любимый мною 21 километр, в основном за простоту доступности общественным транспортом и радушие друзей, там проживающих, стал сначала просто зоной риска (при прогнозе то ветра в 25 м/с и самого отрывного , северного), а потом и вовсе, прогноз сбылся, лед уплыл, ловить и в прямом , и в переносном смысле стало нечего.
Но нет худа без добра, это положило начало целой серии поездок, связанных в первую очередь с моим новым увлечением зимней блесной, а значит с поиском окуня. И, поскольку до Ладоги тяжело добираться, на Заливе - там где нормальный лед свирепствует идиотический запрет выхода на него, осталось обратиться к малым озерам в Ленобласти. Там и лед никуда не унесет, и запрета нет. И пусть рыба трудовая, зато интересен ее поиск и процесс рыбалки. И вот я открываю небольшую серию репортажей о нескольких поездках, которыми я закрыл конец марта и начал открывать апрель.
Превозмогание первое. Озеро Валкиярви
Вечер пятницы проходил грустно. На выходные обещали как раз начало штормов, а я все еще лелеял мысль об установке нового рекорда сезона по корюшке. И похоже план накрывался медным тазом, поскольку рисковать совершенно никакого желания не было.
И тут как раз в тему пришелся звонок от соклубника - Димы Снайпера. "А не поехать ли нам потренироваться окуня блеснить? Есть место, недалеко, добираться маршруткой, озерцо небольшое, можно и тактику поиска пооткатывать, и технику блеснения. Если повезет..." Последняя часть фразы была сказана очень тихо, но я ее услышал. Но послужить препятствием она не могла.
С Димкой ездить интересно, он настоящий спортсмен по характеру, и рыбак , что называется "от бога". Даже если и не поймаем ничего, то по крайней мере поучусь поиску рыбы.
Единственное, что Димка сразу предупредил, что дольше, чем на полдня он не поедет, дела в городе. Ну а мне на три-четыре часа в принципе ехать не в тягость, но хочется половить подольше, поэтому я предложил позвать еще одного компаньона, моего старого друга Сергея, живущего по пути, в Кузьмолово.
И вот уже мы втроем встретились в маршрутке, и едем в известное Димке, но совершенно новое для нас с Сергеем место. Водитель благородно согласился нас ысадить на полкилометра дальше остановки, совсем рядом с озерцом, отмеченным на карте ниже маркером.
Несмотря на расположенные вокруг садоводства, и небольшой размер озера, Димка уверял, что рыба в озере есть, и в принципе велик шанс кроме "спортивного" окуня, словить "бонус". Для этого озерца бонусом может быть окунь и в 150 и в 300 грамм. Да я и сам знаю, как непредсказуемы подобные озерца. Дачники к ним относятся с пренебрежением, мол под боком тут рыбы нет, нормальные рыбаки не поедут ловить рыбу в окружении праздношатающихся "садоводов", летом тут в разгаре пляжный отдых, тоже не способствующий рыбалке, зимой - затишье, но когда кругом полно более крупных и популярных водоемов... В общем шанс вырасти до нормальных размеров у рыбы на таких водоемах есть. И , если оно не подвержено заморам, то есть имеет приличные глубины, родниковую подпитку, или впадающие - вытекающие ручьи/речки, то ловля может быть интересной. Но рыба в таких водоемах капризна, поскольку обычно достаточно сыта, а тут еще по сути самое глухозимье, поскольку даже закраин на озере не наблюдалось.
Первые сложности однако оказались связаны вовсе не с рыбой. От дороги до озера на взгляд - метров 100. И даже есть какое-то подобие тропинки, из редких, давно оставленных кем-то следов. Но зима в этом году снежная, и капризная. Хоть следы и схвачены легкой настовой коркою, но вокруг - снежная целина. И начался первый этап превозмогания. Дорога к озеру.
Первые метров 10 прошлись ничего, без приключений. А потом... Начал проваливаться Димка, правда в силу своего веса - примерно каждые пять-семь шагов.
Ну а я следуя за ним, проваливался то через шаг, то каждый шаг. Самое неприятное в этом, что ты не знаешь, провалишься или нет, пока не перенесешь вес тела на ногу. Очень неприятные впечатления.
Замыкающему Сереге было полегче, он и так самый легкий, а тут ему оставалось только наступать в мои следы.
Мы чуть отстали от Димы, и когда вышли на лед, он уже, как настоящий профи и современный, технически оснащенный рыбак, разглядывал подлуночное пространство на экране эхолота.
Рыбы - нет! Придется искать! - вынес он свое резюме.
Несмотря на общую визуальную потоптанность снежного покрова, свежих лунок на озере заметно не было. Правда некоторые совсем уже старые признаки посещения озера рыбаками были, в основном в дальней от дороги части.
Невеликий размер водоема позволял обойти его практически целиком, за довольно короткий промежуток времени. И мы разбежались в разные стороны. Я - ближе к нашему месту выхода на лед, там в болотистой части озера вроде наметилась все же какая-то первая проталина, и в условиях небогатой кислородом воды, по идее у нее могла быть рыба. Сергей обосновался ближе к середине, Димка после недолгого сидения в центре южного берега, сместился на бровку у песчаного пляжа, и пошел активно сверлиться вдоль северо-восточной, длинной стороны озера.
Пока единственное, что радовало - лед. Несмотря и вопреки всем измышлениям МЧС, никакие процессы таяния, не то что интенсивные, но даже мало-мальски заметные не начались. Правда, в силу особенностей зимы, становление льда проходило в несколько приемов, и тут на озере лед был двухслойный. Общей толщиной почти по барашек бура.
Это предвещало, что при активном поиске рыбы, придется изрядно попотеть. И я позавидовал Димкиному 100-миллиметровому коловороту. Мои сто тридцатые ножи на сто двадцатом буре дают сопротивление почти в четыре раза выше, чем у сотки.
Первые лунки показали, что идея смещения к болоту была не самой лучшей. При глубине полтора метра, блесна то и дело цепляла остатки травы, которые извлеченные на поверхность льда издавали специфический аромат. Понятно, что в таких условиях рыбы не будет.
Поэтому, я начал смещаться к центру озера, решив пройти его от края до края, с равномерным расстоянием между лунками. По крайней мере так можно понять, где находятся перспективные участки с нелинейным изменением глубин. Да и в принципе посмотреть, какие глубины здесь есть. На водоеме такого типа мне уже приходилось ловить, и как правило в глухозимье рыба скатывается в наиболее глубокую часть, особенно, когда водоем представляет собой чашку, без вариаций рельефа. А тут похоже так и было. Постепенное понижение от берега, без резких перепадов, с глубиной на максимуме около 7,5 метров.
Пока я дырявил озеро поперек, Димка оббежал южную часть вдоль берега, и продвигался мне поперек по центральной части озера. Серега перемещался неохотно, уповая на то, что "если суждено клюнуть, то клюнет и здесь", и предпочитая смене места смену приманок.
Количество просверленных лунок уже начинало утомлять, а рыбы все не было. Наконец, сошлись с Димой на одной из точек. Поскольку эхолот в этот раз был только у него, то я ожидал от него информацию. И не ошибся. "Рыбу нашел, стоит на шести метрах, ближе к берегу - нет, на большей глубине - все равно продолжает стоять слоем на шести. Правда, что за рыба, не понять, но скорее всего это все в перемешку."
Ну что ж, информация важна возможностью ее реализовать. Начали активно пробивать глубину. Но... Молчание было нам ответом.
А тем временем погода начала активно портиться. Собственно и ожидалось, что она будет не сахар, и один из резонов выбора этого небольшого озера был именно в том, что расположенное в низине, укрытое лесом, оно хоть чуть-чуть окажется укрыто от штормового ветра.
Димка засобирался в город, как и обещал. Мы с Сергеем остались, в надежде, что разнообразие приманок все же победит и капризы рыбы и перемену погоды.
Началась самая настоящая метель. Хлопья мокрого снега неслись с огромной скоростью, налипая на всё: леску, руки, шапки, куртки...
Серега, сидел нахохлившись, напоминая то ли гордого, но маленького воробья , то ли увы... мокрую курицу. Перемещаться стало совсем лень, а уж тем более сверлить лунки во внезапно отсыревшем льду, тем более, что лунок всеми было насверлено уже под сотню.
И как ни обидно было принимать решение об отступлении, с нулевым результатом, все же этот раунд выиграл окунь. С разгромным счетом.
Отступление далось еще труднее, чем приход на озеро. Раскисший за день наст проваливался даже там, где утром еще держал. Сто метров до дороги преодолевалось минут десять.
Но, как только мы оказались на прочной земле, по дороге к остановке автобуса, уже стали строить планы на следующую поездку.
Но это уже в следующем блоге.