Бой у станицы Кущевская Краснодарского края оброс множеством домыслов и легенд. Само событие было нетипичным для условий современной войны - казаки на конях с шашками наголо бросились в атаку на немецкие танки и пехоту и остановили вражеское наступление. К сожалению на сегодняшний день недостаточно достоверных сведений, которые могли бы пролить свет на многие спорные моменты этой истории.
В июле 1942 года немецкая 17-я армия не встречая особого сопротивления стала успешно продвигаться на Кубань. Перед Северо-Кавказским фронтом была поставлена задача во что бы то ни стало остановить продвижение немецких войск. 30 июля 4-я горнострелковая дивизия вермахта несколько раз безуспешно пыталась занять станицу Кущевская. 31 июля советская 216-я дивизия все же вынуждена была оставить станицу.
На следующий день, 1 августа, 13-я Кубанская казачья дивизия предприняла попытку контратаковать немцев в Кущевской. Атака была отбита, а на усиление немцам были направлены силы 91-го горнострелкового полка. Немцы пробились на запад, где были остановлена советскими войсками при поддержке танков.
Ночью, 2 августа, казаки 13-й казачьей дивизии используя густую растительность скрытно заняли позиции для атаки. Утром (по другим сведениям в полдень) казачьи части атаковали занявшие станицу силы фашистов.
Данные о количестве частей немцев и их принадлежности сильно разнятся. Советские и российские источники упоминают, что в станице могли находится два полка Ваффен-СС, танковая дивизия СС "Белая роза", горнострелковые дивизии, включая дивизию "Эдельвейс", пехотные и кавалерийские части.
Немецкий исследователь Вильгельм Тике в своей работе "Марш на Кавказ" все же заявляет, что в станице Кущевской не могло быть ни одной части СС и силы немцев ограничивались несколькими пехотными частями.
Тем не менее в воспоминаниях участников боя часто фигурируют немецкие танки:
мы ринулись в бой, не думая ни о чём, чувствовали только ненависть к фашистам и желание победить. Гитлеровцы пришли в себя с опозданием. Мы уже почти сошлись. Снаряды начали вырывать из наших рядов людей и лошадей. Мы разозлились и ринулись на немцев, они стали отступать (Источник: Марина Лосковцова. Кущевская атака. Вольная Кубань. — 2008)
Бой длился несколько часов. Станица три раза переходила из рук в руки. Одно из самых ярких описаний этого боя приводится в воспоминаниях санинструктора Зинаиды Корж, которое было напечатано в книге "У войны не женское лицо":
кавалеристы пошли лавиной — черкески развеваются, сабли вынуты, кони храпят, а конь, когда летит, он такую силу имеет; и вся вот эта лавина пошла на танки, на артиллерию, на фашистов — это было как в страшном сне. А фашистов было много, их было больше, они шли с автоматами, наперевес, рядом с танками шли (Источник: Алексиевич Светлана. «У войны — не женское лицо…»)
По поводу борьбы с вражескими танками тоже существует несколько версий. По одной - атаку казаков поддержала советская артиллерия. По воспоминаниям трубача казачьего кавалерийского корпуса Бойко - артподготовки вообще не было, ну а немецкие танки остановили противотанковые пушки дивизиона капитана Степана Чекурды.
По другой версии казаки и сами неплохо справлялись с бронированной техникой противника:
Конники на галопе подлетали к танкам, спрыгивали на броню и бутылками с горючей смесью поджигали боевые машины. В ходе боя Кущевская трижды переходила из рук в руки. В стремительной атаке казаками было уничтожено до 1800 вражеских солдат и офицеров (Г. Рыжонок. "Чёрного кобеля не отмоешь до бела")
Несмотря на все донесения в штаб об успешно проведенной атаке, вскоре после боя в ЦК пришло письмо от заместителя командира 17-го кавкорпуса полковника Бардадина. Бардадин обвинил в письме командира корпуса Кириченко, комиссара Очкина и начальника штаба Дудкина в обмане. Он заявил, что атака вообще не состоялась. Полки понесли огромные потери от артиллерии и пулеметов гитлеровцев и отступили.
По версии Бардадина немцы потеряли всего около ста человек. Наши части минимум четыреста человек. Поэтому он крайне возмущен награждением самого корпуса и его командования. В пользу его версии говорит и то, что бой у Кущевской в немецких сводках вообще никак не упоминается, а советская сторона так и не смогла назвать данные о немецких потерях. Они разнятся от 400 до 5000 человек личного состава.
Тем не менее, свидетельства очевидцев говорят об обратном - бой был. Путаница в рассказах участников боя может быть объяснена банальной военной неразберихой. Той же неразберихой или же личными счетами может быть объяснено и недовольство полковника Бардадина.
Несмотря на отсутствие официального упоминания в немецких сводках факта самого боя, в дневнике одного из гитлеровцев позже было найдено косвенное упоминания о той атаке:
Перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. И кони у них стальные. Живым отсюда не выбраться… (ТИсточник: Российская газета: "Шашки против танков")
Сегодня, на выезде из станицы установлен памятник казаку на лихом коне. Надпись на монументе гласит: "Здесь в августе 1942 года стоял насмерть, защищая ворота Кавказа, 4-й Гвардейский Кубанский казачий корпус, удивив мир своей стойкостью и величием духа". И не так уж и важно, был ли тот бой именно таким, как его описали в военных сводках или нет. Важно то, что советские воины в конечном итоге разбили захватчика и освободили свою землю.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.