ГАТИ на страже красоты и порядка. В студии Авторадио временно исполняющий обязанности начальника ГАТИ Алексей Геращенко рассказал о правилах благоустройства в Петербурге, где и почему нельзя парковаться, что делать с «летающими заборами», и какие трудности ждут автолюбителей этим летом.
Первым делом, давайте расшифруем название вашего ведомства.
Алексей Геращенко: ГАТИ - государственная административно-техническая инспекция. И ее задача – осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства Петербурга. Сюда входит содержание нежилых зданий, их фасадов и крыш. Мы смотрим, чтобы собственники этих объектов содержали в порядке кровли и фасады, а также территорию, прилегающую к зданию. Кроме того, мы следим за оборудованием на спортивных площадках, за озеленением на внутриквартальных территориях. И с июня прошлого года наша инспекция еще и осуществляет контроль за правилами парковки. Требования там достаточно простые – нельзя парковаться на газоне, нельзя перегораживать подходы и подъезды к контейнерным площадкам и нельзя перегораживать пешеходные дорожки ко входам в здание. У нас есть сервис, на который жители Петербурга могут отправлять факты нарушений с конкретными адресами. Уже 50 тысяч таких заявлений поступило на наш портал. С 1 января начала работу мониторинговая служба. У них 15 автомобилей, которые работают по определенным маршрутам, исходя, кстати, во многом из предложений, поступающих от жителей. И эти автомобили в автоматическом режиме фиксируют нарушения парковки.
А в как понять, когда обращаться в ГИБДД, а когда писать в вашу службу?
Алексей Геращенко: Кстати, многие обращения ГИБДД пересылают нам. Человеку, действительно, зачастую не понять это элемент улично-дорожной сети или внутриквартальной. Нарушения на дворовой территории – это наша юрисдикция. Но бывает, что люди не могут попросту договориться со своими соседями, и не всегда ситуации, на которые нам поступают жалобы, являются нарушением закона. Ну а если действительно выявляется неправильная парковка, то автоматически нарушение фиксируется мобильным комплексом, а дальше владельцу через сайт Госуслуг направляется информация об административной ответственности, и выписывается штраф в размере 3 тысячи рублей. По закону не предусмотрена эвакуация автомобиля, но при крайних мерах, а обычно это когда перегораживают подъезды к контейнерным площадкам, мы можем по закону изъять автомобиль. Кстати, эту крайнюю меру инспекция применяет к нерадивым производителям земляных работ, которые копают без оформления разрешительной документации. И в прошлом году мы изымали технику и оборудование. И это была не эвакуация, а изъятие.
В вашей же сфере ответственности выдача разрешений на проведение ремонта по благоустройству?
Алексей Геращенко: Да, обычно это все, что связано с проведением любых земляных работ, прокладкой инженерных сетей, благоустройством территории. У нас есть единая программа, которая формируется на год. Заказчики заранее нам присылают адреса, где планируется благоустройство, а где перекладка сетей. Чтобы мы сформировали очередность, и не получилось так, что сначала привели в порядок территорию, а потом раскопали асфальт, чтобы проложить под землей трубы. У нас в этом году будет 103 адреса с текущим ремонтом дороги. Там оформляется ордер на большие работы. А там, где ямочный ремонт, который выполняется дорожными предприятиями, там ордер не нужен, здесь все должно быть сделано моментально. А вот все, кто учтен в нашем координационном графике, кто подал заявки заранее, это и энергетики, и дорожники, и другие службы, будут точно знать, когда проводятся их работы, и что они ни с кем не пересекутся.
Так, как случилось в прошлом году, когда стали одновременно ремонтировать несколько магистралей на границе города и области?
Алексей Геращенко: Да, так получилось, что Петербург выполнял плановый ремонт на Рябовском шоссе. Одновременно Ленинградская область спланировала работы на Колтушском шоссе. И при этом федеральный Автодор начал ремонтировать Мурманское шоссе. Пришлось оперативно корректировать сроки, сокращать их в два раза, при этом увеличивать количество людей и техники. Но для того, чтобы такого не было, мы заранее информируем друг друга о планируемых работах. В тот раз, видимо, вышла накладка. Мы свою информацию размещаем на весь год. И надо совместно договариваться, кто в какой последовательности делает ремонт.
А может ли подрядчик схитрить и поверх благоустройства провести свои работы, а потом заплатить штраф, это же дешевле будет, не будут же их возвращать, чтобы восстановить какие-то клумбы.
Алексей Геращенко: У нас порядочные подрядчики, которые проводят благоустройство. Для начала они делают серьезный проект. И вообще, у нас как раз получается зачастую объединить несколько видов работ. Например, муниципалов, Водоканала, Ленэнерго, Ленсвет. Например, вот сейчас производится благоустройство парков и скверов, и Ленсвет заблаговременно там проводит линии освещения, и когда там уже посадят деревья, появятся новые дорожки, новые скамейки и другие элементы благоустройства, к этому еще и будет хорошее освещение.
Существует ли какая-то укороченная процедура на получение ордера на проведение аварийных работ?
Алексей Геращенко: Мы уже год как не выдаем ордер на аварийные работы. Это аварийные работы, и они должны быть проведены немедленно. У нас есть портал, на котором организации, владеющие сетями, размещают информацию, что у них случилась авария, и немедленно приступают к ее устранению. А уже в течение пяти дней они должны восстановить благоустройство территории. Но, как правило, организации успевают сделать все за два-три дня. А что касается плановых работ, то мы выдаем ордер в течение пяти дней. Это самый короткий срок в России. Через портал Госуслуг организации подают документы, и там же получают разрешение.
Осуществляется ли в этом случае взаимодействие с организаторами движения? Меняются ли режимы светофоров и пути объезда?
Алексей Геращенко: Когда возникает авария, на портале появляется эта информация. Тот же самый Яндекс скачивает ее, размещает у себя, плюс туда же поступает информация от самих автомобилистов. Когда плановый ремонт, тогда проходят согласования по организации движения с ГИБДД и центром транспортного планирования, у которого есть система, которая позволяет продумать маршруты объезда. На их основании размещаются знаки для автовладельцев.
Как реагируют люди на то, что им приходят штрафы? Живет себе человек 20 лет на одном и том же месте, паркует машину во дворе там же, где и всегда. Приходит ГАТИ и выписывает ему штраф.
Алексей Геращенко: Ну вот приходит мне недавно коллективное письмо от жителей одного из домов о том, что их соседи не возражают, что они будут парковаться на пешеходной дорожке. Ну что значит «не возражают»? Получается, что там они всех пешеходов, включая женщин с колясками, выгнали на проезжую часть. Там идет широкий тротуар вдоль дома и они на нем паркуются, а это противозаконно. И даже если несколько автомобилистов между собой договорились, они не могут оставлять машины на пешеходной дорожке. Она сделана для пешеходов. Да, действительно получается, что кто-то привык, а кто-то понаглее и не думает о других. Но теперь придется платить штраф, либо делать все по закону.
К благоустройству. С какими типичными нарушениями к вам могут обратиться горожане?
Алексей Геращенко: Ну, помимо неправильной парковки на газонах, когда идут какие-то производственные работы, самое главное – обеспечить безопасность людей. И тогда мы можем наказать за отсутствие мостков для перехода опасных участков, за отсутствие ограждения. Мы, естественно, принимаем меры против производителя работ, если он этого не делает. Если есть зеленые насаждения, то муниципалы обязаны их содержать. Или, например, сломано оборудование на детской игровой площадке. Мы обращаемся в муниципальное образование, чтобы они оперативно отремонтировали. Или если есть нежилое здание и у него проблемы с фасадом, надо сделать так, чтобы там и не отвалилось ничего, и выглядело красиво. Ну или, например, идут строительные работы, а оборудование или материалы сложили прямо на земле и не огородили все это. И это, конечно, нарушение. Подрядчик получает штраф. Конечно, это не частые случаи. Подрядчики прекрасно знают, что они должны обезопасить свои работы и содержать прилегающую территорию в чистоте.
Вот слушатели рассказывают, что у соседа место во дворе для парковки его машины огорожено цепью…
Алексей Геращенко: Да, и цепью огораживают, и старые колеса ставят, и другие всевозможные блокаторы. Но это, конечно же, незаконно. Если только это не сделано в соответствии с проектом благоустройства, если этот участок земли в частной собственности. Но если земля оформлена по закону, то обычно ее огораживают шлагбаумом, делают разметку. Если же это обычная придомовая территория, то ты имеешь право поставить машину на любое свободное место. Конечно, сейчас с таким количеством машин места, особенно в старом фонде, всем не хватает. Но при новом строительстве надо все предусматривать: и пешеходные дорожки, и детские площадки, и контейнерные площадки, и парковочные места.
А какие есть нормативы? Если их учитывать в хрущевках – получается минус сквер сразу?
Алексей Геращенко: Нормативы есть для нового строительства. А там, где есть застройка 60-70-х годов прошлого века, естественно, там норматив был иной. Поэтому там возможны какие-то мероприятия. Например, расширение проезда или обустройство рядом парковки. Но надо учитывать все интересы: кто-то хочет парковку, а кто-то детскую площадку. Тут надо суметь договориться.
А если сосед уперся и утверждает, что это его место, и только он тут может стоять? Как его убедить, что он не прав?
Алексей Геращенко: Только добрым словом! Если он нарушает закон, то пожаловаться, конечно, можно. Но, повторюсь, это если он поставил машину на газоне, на контейнерной площадке или пешеходной дорожке. Машина может стоять только на твердом покрытии.
Почему «летают заборы»? Вопрос от слушателей. Это, я так понимаю, речь идет об улице Замшина, где идет строительство.
Алексей Геращенко: Это, скорее, компетенция Госстройнадзора, они проверяют безопасность при проведении строительных работ. Мы можем сделать замечание, если забор разрисован граффити, обклеен объявлениями или, например, забор погнут или имеет неряшливый вид. На строительную площадку мы не заходим.
Вы упомянули граффити. То есть закрашивание – это тоже ваших рук дело?
Алексей Геращенко: Нет, мы обращаем внимание на внешний вид. Закрашивает сам владелец. У нас, к сожалению, больше ста миллионов ущерба из-за всяких надписей и рисунков, которые владельцы за свои деньги вынуждены устранять. У нас в этом плане мягкое законодательство, хотя есть и случаи серьезной ответственности за вандализм. А владельцы зданий и ограждений вынуждены все время поддерживать в порядке внешний вид.
Ну а если говорить не просто о каких-то надписях, а о претендующих на звание искусства граффити. Это тоже сфера вашей ответственности?
Алексей Геращенко: Есть закон. И в соответствии с правилами административная ответственность предусмотрена на юридическое лицо от 100 до 300 тысяч за недолжное содержание объекта. Вот, например, у нас есть подстанции Ленэнерго, на них тоже постоянно что-то наносят, и Ленэнерго должны тратить свои деньги, чтобы содержать их в надлежащем порядке. Но есть службы, через которые можно согласовать нанесение рисунка на тот или иной объект. Сделать, правда, это не просто. Да и зачастую тем людям, которые рисуют, им это не интересно и не нужно, они нарисовали и пошли дальше. И даже когда им предлагают определенное место для их творчества, они говорят, нет, мы будем делать так, как мы делали всегда.
Но ведь жителям нравятся рисунки с портретами известных людей. Неужели их нельзя оставить? На тех же будках Ленэнерго.
Алексей Геращенко: Ну, если Ленэнерго сочтет это необходимым, то они могут согласовать официально эту работу. И уже после этого разрешить наносить рисунок. Я бы не стал, кстати, говорить за всех жителей. У всех отношение к тем или иным изображениям разное.
И напоследок. Что сегодня требует особой внимательности в ГАТИ?
Алексей Геращенко: Мы стараемся максимально внимательно относиться ко всем пожеланиями жителей. И что очень радует – растет внимание людей к своему двору. И чем больше люди будут задумываться о том, что в их дворе происходит, тем комфортнее им будет жить. Дело ведь не в штрафах, а чтобы все мнения учитывались, и чтобы в своем дворе жители чувствовали себя хозяевами.