Найти тему
1,7K подписчиков

«Чёрный человек», или грань фантазии и реальности

У многих Сергей Есенин ассоциируется с природой, имажинизмом или даже с Мариенгофом. Но лично для меня Есенин — это технически безупречные строки и поэма «Чёрный человек».

У многих Сергей Есенин ассоциируется с природой, имажинизмом или даже с Мариенгофом. Но лично для меня Есенин — это технически безупречные строки и поэма «Чёрный человек».

Поэма эта написана в районе 1923-25 гг., впервые опубликована в январском номере журнала «Новый мир» за 1926 год.

Первые упоминания — 1923 год. Тогда Есенин в кругу друзей читал первый вариант поэмы, который, по воспоминаниям, был более драматичным и трагичным, нежели итоговый вариант, который мы знаем до сих пор.

И это — последнее крупное сочинение поэта.

Вообще очевидно, что у Сергея Есенина были проблемы с мировосприятием в тот момент. Написать такое сочинение можно либо в состоянии полного отчаяния и безысходности, либо когда человек уже не может отличить реальность от фантазии. Психологические проблемы — ужас для сознания, но отнюдь не для творчества.

Примеров творцов, когда человек в состоянии отсутствия контроля мозгом происходящего писал невероятные творения искусства, масса. Лично для меня самые яркие — композиторы Роберт Шуман и Александр Скрябин.

Роберт Шуман
Роберт Шуман

Первый откровенно сошёл с ума, некоторые опусы отчасти были написаны в местах для душевнобольных. Однако музыка его великолепна и заставляет задумываться несколько иначе в контексте биографии автора. Второй помешался на идее смешения искусств воедино. Он верил, что мир разом изменится к лучшему, если он создаст такое произведение, где все виды искусства сольются, произведут на свет эту квинтэссенцию разных его видов, достигнется катарсис — и жизнь уже не станет прежней. Эдакое второе пришествие Христа по-скрябиновски.

Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин

У обоих в период самого тяжелого обострения сочинения становились всё лучше и интереснее. Пусть иллюстрацией будет Два танца для фортепиано ор. 73 Скрябина. Музыка сложная, но настолько пронизывающая и заставляющая работать голову, чтобы осознать происходящее…

И для примера — его же раннее сочинение: Полонез си-бемоль минор ор. 21.

Что кому нравится — дело вкуса и предпочтений. Но сказать, что это пишет один автор, очень сложно.

У многих Сергей Есенин ассоциируется с природой, имажинизмом или даже с Мариенгофом. Но лично для меня Есенин — это технически безупречные строки и поэма «Чёрный человек».-4

Но вернёмся к «Чёрному человеку».

Вначале говорит Есенин от себя:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Далее начинается предвосхищение монолога и, собственно, монолог того самого «Чёрного человека», полный ужаса, страха, ехидства и наглости. Иногда кажется, что образ главного героя фильма «Джокер» отчасти был навеян Есениным. Сумасшествие и безумие.

Этот монолог продолжается довольно долго, и вот в крайне бешеной и в какой-то степени страстной форме приводит к первой кульминации:

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, —
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то
У многих Сергей Есенин ассоциируется с природой, имажинизмом или даже с Мариенгофом. Но лично для меня Есенин — это технически безупречные строки и поэма «Чёрный человек».-5

Затем снова «рефрен» от лица Есенина. Вообще, вся поэма построена в форме музыкального рондо, где трижды повторяется одинаковый (или почти одинаковый) материал, а между повторами — эпизоды на новом материале. Только разница в том, что здесь «эпизоды» огромны, а «рефрен» совсем короткий. Но не суть, аналогия то всё равно прослеживается.

Помимо этого, стоит упомянуть, что деже здесь Есенин позволил себе проявить немного нежности к природе:

Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Словно всё в порядке, словно всё нормально. Эдакое олицетворение моментов, когда ужасы и страхи потусторонней реальности Есенина отходили — и он оставался наконец самим собой.

Однако бред вновь им завладевает, Чёрный человек снова начинает буквально докапываться, читать морали, ехидно раздавливая мораль и нормы поэта. Наступает вторая яркая кульминация, где поэт не выдерживает натиска и старается дать отпор:

«Черный человек!
Ты прескверный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...

Очередной «рефрен» после отделяющего пунктира, который написан Есениным после кульминации, останавливает всё движение поэмы. «Рефрен» звучит мягко, спокойно, как бы успокаивая всё, что пережил автор и читатель. Однако строки дают понять совершенно иное — человеку уже не спастись, ибо он сам — и есть «Чёрный человек»…

...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...
У многих Сергей Есенин ассоциируется с природой, имажинизмом или даже с Мариенгофом. Но лично для меня Есенин — это технически безупречные строки и поэма «Чёрный человек».-6

Расскажите в комментариях о других примерах «отрыва» от реальности творческих людей. Почему вам нравится/не нравится творчество авторов в этот период их жизни?

———————————————————————————————————

Смотрите также:

———————————————————————————————————

Заходите на канал «ЛитМузБес»:

———————————————————————————————————

Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень помогает продвижению канала ☺️