Как правило, путь гонщика в Формулу 1 начинается с картинга, за которым следуют разнообразные младшие формулы вроде Ф4, Ф3 и других близких по уровню машин. Но некоторые гонщики по пути к Королеве автоспорта успевают выступить и на автомобилях с закрытыми колёсами. Вспомним о таких случаях для действующих гонщиков Формулы 1.
Карлос Сайнс-младший
В 2009-м году Карлос занял 3-е место в классе KF3 международной серии WSK, позади Ника де Вриза и Даниила Квята – и в следующем году начал свою формульную карьеру. Карлос выступал в тихоокеанской и европейской Формуле БМВ, а в конце года попробовал свои силы в Еврокубке Формулы Рено 2.0 и F3 Open. В 2011-м году испанец выступал в европейском и североевропейском кубке Рено 2.0, а также отметился на этапе Евросерии Ф3, чтобы получить возможность выступить в Макао в том же году.
И именно в 2011-м Карлос-младший провёл гонку за рулём кузовного автомобиля. Вместе с Карлосом Сайнсом-старшим он проехал 500 километров Альканиса на SEAT Leon Supercopa – и семейный дуэт занял 2-е место в классе D2. Кстати, в той же гонке стартовали известные мотогонщики: Хорхе Лоренсо, Пол и Алейш Эспаргаро, Лайя Санс и Эмилио Альзамора, в последние годы более известный как менеджер Марка Маркеса.
Далее Карлос выступал в европейской и британской Формуле 3, Grand Prix 3 (GP3) и Мировой Серии Рено 3.5 – и в 2015-м году дебютировал в Формуле 1.
Ландо Норрис
В 2014-м году британец выиграл мировой чемпионат по картингу – и в том же году провёл сезон в Ginetta Junior Championship, ещё до начала карьеры в младших формулах. Кстати, в разное время с этого чемпионата начинали гоночную карьеру такие гонщики, как Энцо Фиттипальди, Сара Мур, Билли Монгер и Джейми Чедвик. Все гонщики выступали на идентичных купе Ginetta G40 Junior с рядной фордовской четвёркой мощностью около 100 лошадиных сил. Ландо выиграл 4 гонки и занял 3-е место по итогам сезона.
А с 2015-го года Ландо начал выступать в формулах, отметившись в британской, итальянской и немецкой Ф4, Еврокубке Формулы Рено, североевропейском кубке, европейской и британской Ф3, Toyota Racing Series (TRS), Гран При Макао и Ф2 за всего лишь 4 года.
Однако Норрис вновь не ограничился формулами: в начале 2018-го года он дебютировал в гонках на выносливость, стартовав в 24 часах Дайтоны. Напарниками Ландо стали его ровесник Фил Хэнсон (несмотря на возраст, он провёл уже 2 года в гонках на выносливость и выступил в Ле-Мане) и другой дебютант – Фернандо Алонсо. Тогда команда Ричарда Дина и Зака Брауна United Autosports использовала машины Ligier JS P217, которые проигрывали популярным Oreca 07 и прототипам категории DPi, да и без проблем по ходу гонки не обошлось. В итоге экипаж занял только 38-е место в абсолютном зачёте.
Ну а дальше Ландо Норрис стал вице-чемпионом Формулы 2 – и боевым гонщиком Макларена.
Эстебан Окон
В последний раз Эстебан выступал в картинге в 2011-м году, тогда он стал 2-м в классе KF3 европейской серии WSK, уступив Максу Ферстаппену. Далее последовал ожидаемый переход в формулы. Еврокубок, а также альпийская и североевропейская серии Формулы Рено 2.0, отдельные гонки в британской Формуле 3 и Рено 3.5 – и чемпионские титулы в европейской Формуле 3 и GP3, впереди того же Макса Ферстаппена и Луки Гьотто соответственно.
Однако столь успешная серия не привела к логичному повышению до GP2 – поддерживающий Окона Мерседес перевёл его в DTM, где он продолжил работу с командой ART Grand Prix. Лучшим результатом для француза стало 9-е место в первом заезде на трассе Зандфорт. А вот во второй половине сезона Эстебан не набрал очков, но это не имело отношения к ДТМ.
Дело в том, что Эстебан уже летом перешёл в Формулу 1, заменив Рио Харьянто в команде Manor. Пол ди Реста в своё время провёл в ДТМ 4 года, прежде чем оказаться в Формуле 1, а Гэри Паффетт так туда и не попал.
Лэнс Стролл
Канадец занял 6-е место в мировом чемпионате по картингу в 2013-м году – и перешёл в гонки формул, сразу же выиграв итальянскую Формулу 4, TRS, а затем и европейскую Формулу 3, хоть и со второй попытки.
А зимой 2016-го года, перед своей чемпионской кампанией в Формуле 3, Лэнс стартовал в 24 часах Дайтоны. Его напарниками по экипажу Ford Chip Ganassi Racing стали опытные Алекс Вурц, Энди Приоль и Брэндон Хартли, которые вместе со Строллом сели за руль прототипа Riley Mk XXVI с двигателем Ford EcoBoost. На финише экипаж занял 5-е место, в 11 кругах позади победителя.
Проведя сезон 2017-го года в Формуле 1 и поднявшись на подиум в Баку, Стролл начал 2018-й год с возвращения в 24 часа Дайтоны. Компанию за рулём Oreca 07 команды Jackie Chan DCR Jota ему составили Робин Фряйнс, Феликс Розенквист и Даниэль Хункаделья, но столь сильный экипаж занял лишь 15-е место на финише.
После Дайтоны Стролл больше не выступал в гонках на выносливость, сосредоточившись на Формуле 1.
Нико Хюлькенберг
Известно, что немецкий гонщик выиграл 24 часа Ле-Мана в 2015-м году, будучи гонщиком Форс Индии в Формуле 1. Казалось бы, это не имеет отношения к дороге к F1 и Нико попал в этот список случайно, но… Он здесь по другой причине.
Став чемпионом и вице-чемпионом Германии по картингу, в 2005-м году Хюлькенберг дебютировал в немецкой Формуле БМВ – и выиграл, попутно заняв 3-е место в мировом финале. Его опередили только Марко Хольцер и Себастьен Буэми. В 2006-м году Нико занял 5-е место в немецкой Формуле 3, выиграв одну гонку.
И в том же году Нико выступил в 4 часах Маньи-Кура вместе с Давидом Цоллинже, одержав победу. Также встречается информация, что он выиграл и одну из гонок V de V Challenge Endurance Moderne в Дижоне, но таблицы с результатами найти не удалось. Насчёт фотографии уверенности также нет.
За этим последовали титулы в Евросерии Ф3 и GP2 – и дебют в Формуле 1. Но в 2015-м году Хюлькенберг снова прикоснулся к миру гонок на выносливость. Вместе с Эрлом Бамбером и Ником Танди он занял 6-е место в 1000 км Спа, но что более важно – выиграл 24 часа Ле-Мана на Porsche 919 в составе заводской команды немецкого автопроизводителя.
Нико планировал вернуться в Ле-Ман в следующем году, но пересечение гоночных календарей не позволило осуществить его планы.
Кевин Магнуссен
После успехов в юниорском картинге и чуть более скромных результатов в старших категориях Кевин перешёл в гонки формул – это произошло в 2008-м году. Тогда он выступил во многих зимних и летних чемпионатах. Лучше всего дела шли в датской Формуле Форд – там Магнуссен-младший стал чемпионом.
В 2009-м году Кевин стал вице-чемпионом североевропейского кубка Формулы Рено и занял 7-е место в Еврокубке. Но был и ещё один турнир на Рено, в котором датчанин принял участие. Магнуссен провёл 2 гонки в датском кубке Рено Клио, поднявшись на подиум в одной из них.
Дальше было 3-е место в немецкой Формуле 3, 2-е в британском чемпионате и, наконец – чемпионский титул в Формуле Рено 3.5, после чего Кевин Магнуссен стал гонщиком Формулы 1. Но в 2021-м году его команда Haas обновила состав – и датчанин перешёл в американские гонки на выносливость, став гонщиком Cadillac Chip Ganassi Racing. Напарником Кевина стал опытный голландец Ренгер ван дер Занде, и вместе они за рулём Cadillac DPi-V.R выиграли гонку в Детройте, и ещё 4 раза подряд финишировали на подиуме.
Кроме того, Кевин и Ян Магнуссены вместе с Андерсом Фьодбахом (в 2009-м году он тоже участвовал в датском кубке Рено Клио) заняли 17-е место в классе LMP2 в Ле-Мане, выступая на Oreca 07 команды High Class Racing.
Зимой 2022-го года Кевин вернулся за руль Кадиллака и занял 6-е место в 24 часах Дайтоны с Алексом Линном, Эрлом Бамбером и Маркусом Эрикссоном. Далее он должен был провести сезон в WEC в заводской команде Пежо, но вместо этого неожиданно вернулся в Формулу 1, сразу же заняв 5-е место в Бахрейне.
Следующие гонщики пробовали себя в закрытых колёсах уже после дебюта в Формуле 1, но хочется упомянуть и о них.
Фернандо Алонсо
В 1998-м году Фернандо стал вице-чемпионом Европы по картингу, а в следующем году выступал как в картинге, так и в Формуле Ниссан, выиграв свою первую формульную серию. Кстати, его напарником по команде Адриана Кампоса стал его друг Антонио Гарсия, выступающий сейчас за Corvette Racing. Сезон 2000-го года Алонсо провёл в Формуле 3000 в бельгийской команде Astromega – и после 6 гонок из 10 на его счету не было ни одного очка. Но 6-е, 2-е место и победа в Спа вывели его на 4-е место в чемпионате.
За этим последовала долгая карьера в Формуле 1, включившая в себя 2 чемпионских титула и 32 победы в гонках, а в 2017-м году испанец попробовал себя в Инди-500. Что же касается гонок на выносливость, то дебют Алонсо в Дайтоне был описан в главе о Ландо Норрисе. После Дайтоны-2018 Фернандо совмещал Формулу 1 и WEC в экипаже с Себастьеном Буэми и Казуки Накаджимой за рулём Toyota TS050 Hybrid. В Суперсезоне 2018-2019 года экипаж выиграл 5 гонок из 8, включая 2 Ле-Мана.
Но победой в Ле-Мане Фернандо не ограничился – в 2019-м году он выиграл и 24 часа Дайтоны вместе с Камуи Кобаяши, Ренгером ван дер Занде и Джорданом Тэйлором за рулём Cadillac DPi-V.R команды Konica Minolta Cadillac (или Wayne Taylor Racing).
Если ещё оставались сомневающиеся в универсальности испанского гонщика – в 2020-м году он стал 13-м в Дакаре на Toyota Hilux, с пятикратным победителем в зачёте мотоциклов Марком Кома в роли штурмана.
Но в 2021-м году он вернулся в Формулу 1 – и уже поднялся на подиум в Катаре.
Алекс Элбон
Алекс стал вице-чемпионом мира по картингу в 2011-м году, а также чемпионом Европы 2010-го года, опередив в том числе Макса Ферстаппена, Пьера Гасли и Антуана Юбера. В 2012-м году тайский гонщик перешёл в Формулу Рено 2.0, но не набрал очков в Еврокубке – и лишился поддержки Ред Булла. Однако Алексу повезло попасть в программу Gravity – и он продолжил карьеру в цветах Genii Capital, перейдя из испанской команды EPIC в бельгийскую KTR, в составе которой он занял 3-е место в 2014-м году. За этим последовал сезон в Формуле 3, вице-чемпионский титул в GP3 в борьбе с Шарлем Леклером, а также 3-е место в Формуле 2 вслед за Джорджем Расселлом и Ландо Норрисом.
В конце 2018-го года Элбон подписал контракт с Ниссаном в Формуле Е, но вскоре команда освободила его от обязательств, поскольку Ред Булл возобновил поддержку Алекса и перевёл его в команду Формулы 1 Toro Rosso, а по ходу сезона он получил повышение, став напарником Макса Ферстаппена в главной команде компании Red Bull Racing. Но после сезона 2020-го года австрийская команда предпочла Элбону Серхио Переса, а таец перешёл в DTM, сохранив связи с Ред Буллом и став гонщиком команды AF Corse. Алекс пилотировал Ferrari 488 GT3 Evo 2020 в цветах AlphaTauri и стал 6-м по итогам сезона, выиграв гонку на Нюрбургринге.
А в 2022-м году Алекс вернулся в Формулу 1, став гонщиком команды Williams, по-прежнему сохраняя связи с Red Bull.
Вальттери Боттас
Как и многие другие гонщики, Вальттери провёл несколько лет в картинге, выиграв финский чемпионат и международную серию WSK в 2006-м году. Затем финн перешёл в Формулу Рено 2.0, заняв 3-е место в североевропейском Кубке. А уже в 2008-м выиграл и его, и Еврокубок в составе немецкой команды Motopark Academy, опередив в последнем Даниэля Риккиардо. Кстати, на YouTube можно найти видео их борьбы за победу на последних кругах гонки в Сильверстоуне. За этим последовало два 3-х места в Евросерии Формулы 3 и 2 победы в гонке Masters of Formula 3, а также чемпионский титул в GP3.
В 2013-м году Вальттери стал гонщиком Williams в Формуле 1, где за 4 года 9 раз поднялся на подиум. А после Гран-при Абу-Даби о завершении карьеры объявил ставший чемпионом мира Нико Росберг – и именно финн заменил его в команде Mercedes. И в январе 2019-го года, оставаясь гонщиком Мерседеса, Боттас стартовал в ралли Арктики на Ford Fiesta WRC, а затем выиграл асфальтовое ралли Лазурного Берега на Поль Рикаре за рулём Citroen DS3 WRC. Затем Вальттери ещё дважды выиграл ралли Арктики в классе LK6 в 2020-м и 2021-м году.
C 2022-го года Боттас является гонщиком Alfa Romeo в Формуле 1, но в ралли он ещё наверняка вернётся. Какой финн не любит ралли?
#FORMULA1 #F1 #RACING #LEMANS #RALLY #WHITEKOSTIK