Изабелла д’Эсте, супруга маркграфа Мантуи, ценительница искусства и покровительница знаменитых художников, одна из известнейших женщин итальянского Ренессанса, в 1490 году решила создать кабинет в башне старого замка Сан-Джорджо. Работа над этим проектом длилась более двадцати лет.
Именно для кабинета Изабеллы д’Эсте выдающийся итальянский художник раннего Возрождени Андреа Мантенья (1431-1506) написал картину «Триумф добродетелей»
Часто картину называют по-другому - "Минерва, изгоняющая пороки из сада добродетели". И мне кажется, это название больше соответствует сюжету картины. Рассмотрим её внимательно. Потому что она интересна своими деталями.
На картине изображен сад, окруженный арками, за которыми можно рассмотреь пейзаж с рекой, уходящей вдаль.
На переднем же плане картины заросший пруд со странными существами.
Эту картину Мантенья, как впрочем и большинство картин, следуеет рассматривать слева направо. Слева изображено дерево с человеческими чертами.
Оно обвито свитком с просьбой к Добродетелям покарать Пороки. Если присмотреться, то видно, что надписи на свитках выполнены на трех языках: на латыне, иврите и арабском.
И вот в этот сад врывается Минерва, чтобы изгнать из него пороки.
Минерва вполне узнаваема по её атрибутам: копье, щит, шлем. Лицо её гневно, движение - порывисто. Она готова покарать зло, поселившееся в саду.
На бой с пороками Минерва выступает не одна. Вместе с ней в сад приходят еще две женщины.
Принято считать, что одна из них Диана (в руках у неё лук), другая, как олицетворение Целомудрия.
За ними с небес наблюдают три основные моральные добродетели: Справедливость , Умеренность и Стойкость. Их изгнали из сада, и они ждут исхода боя.
Так кого же Добродетели изгоняют из сада?
Слева Лень ведет на веревке безрукую Праздность. Им не места в Саду Добродетелей
Рядом с ними отвратительная черная обезьяна, символизирующая Неукротимую Ненависть, Злобу и Обман.
За обезьяной Кентавр и Сатир как символы похоти и невоздержанности.
На спине у Кентавра Чувственная любовь, которая тоже относилась к порокам.
Справа отвратительная тройка персонажей.
Это Неблагодарность и вислогрудая Алчность тащат обрюзгшее Невежество.
Не совсем для меня понятна фигура женщины с детьми на руках рядом с Минервой.
Скорее это образ той, которой приходится расплачиваться за свои пороки. Ведь детки у неё на руках не обычные, а, судя по их ножкам, настоящие монстры.
Зато благонравным людям, жизнь которых освещает любовь, не страшны даже пороки. Они проходят мимо них.
На картине Мантенья есть еще интересные детали, которые сразу не бросаются в глаза.
Справавидно белая лента, словно вырывающееся из стены.
Это знак еще одной жобродетели - Умеренности, которую замуровали покроки в стену. И она просит об освобождении.
За пределами сада играют дети.
Они обнажены, пока невинны. И неизвестно, какой путь они выберут - путь Порока или путь Добродетели.