(Письма из Японии, давнее)
«Шум ветра в соснах», «Песни волн и ветра»... - в удивительном месте цветных скал и изогнутых сосен над морем, глаза были заняты открывающимся живописным буйством стихии, а голова - образами из японского искусства. Вот оно. И волны, и скалы, и сосны. Реальные, как и во всей монохромной и декоративной живописи Японии.
Своих фотографий про знаменитые скалы Тодзимбо у Японского моря возле города Сакаи (в префектуре Фукуи) у меня, кажется, не сохранилось. Потому иллюстрирую записки знаменитыми картинами и гравюрами о различных соснах из самых разных мест Японии. Так оно даже нагляднее.
Поездка к западному побережью Хонсю начиналась сквозь сон. В 2001. Выехали в 4 или 5 утра. Рассвет встречали у самого большого в Японии, и очень живописного, с некоторых сторон, озера Бива. Одного из пяти самых древних на планете. Скалистые берега и острова на серой утренней воде не спеша уточняли свои контуры. Холод и восхищение красотой пробегались мурашками по коже.
Постепенно монохромный пейзаж раскрасило солнышко. И стало теплее от созерцания всего этого чуда. А дальнейшая поездка в горах знакомила нас с необыкновенной красотой взаимодействия скал, корней, ветвей и облаков. Какие все-таки разные деревья вообще, и какие разные сосны живут на нашей Земле.
И вот море! Японское море. И где-то на северо-западе отсюда вы. И это так необыкновенно и остро чувствуется на скалах над морем. Кто-то из японцев спрашивал меня еще в «прошлой Японии»: «а вы называете это море Русским?». «Да нет... Японским» — удивлялась я вопросу, а они ответу.
Географические уточнения. Тодзимбо составляет часть национального парка Этидзэн-Кага Кайган и считается самым красивым на западном побережье Хонсю, да и вообще одним из самых красивых побережий мира. Высота утёсов в среднем достигает 30 м. В длину они простираются на 1 км.
Знамениты скалы и тем, что здесь совершались и совершаются самоубийства, некоторые из которых запечатлены в литературе и легендах. Это напоминает о том, что мы разные. Здесь другой культ смерти, как и другой культ жизни. Другие традиции, другая мораль, другая вера, и в ней существует некоторая своеобразная свобода жить или со скал прыгать.
А скалы конечно бесподобные. Скалы встают из воды как колонны развалин древних храмов Египта или Мексики. И на многих читаются строгие профили воинов-вождей-фараонов, древние письмена, иероглифы... И кое где на них, сами как из камня, сидят большущие хищные птицы. Сухие скалы обожжены солнцем, омыты волнами и дождями, обглоданы ветрами. И между тем, эти мощные гордые великаны кажутся розовыми и фиолетовыми в изумрудно-бирюзовой воде.
И сверху все это выглядит удивительно нереальным. Причудливый рисунок волн с белыми изгибами пены иногда кажется неподвижным узором, тончайшим кружевом на платье из драгоценного шелка. И если стоять или сидеть на краю и смотреть на танец изумрудной воды, на ее завораживающую игру с пеной, и смотреть дальше, к линии горизонта, то становится очень трудно удержаться от полета... зов бездны, как ни как))
Некоторые скалы частично обжиты скромной растительностью. Вот так, кое-где над всем этим блестящим миром, непостижимым образом цепляясь за камни, нависают причудливо изогнутые сосны. Пушистые. Пронумерованные. И прекрасные, как №601, например.
И каждая единственная и неповторимая!!! И не только потому, что номера разные. Это очень глубоко внутри где-то чувствуешь, когда видишь нависшую над пропастью сосну — стареющую и умирающую потихоньку. Умирающую красиво, как умирают деревья. У нее еще несколько лет. Ну может быть пара десятков лет. И кажется, рядом нет ничего, что бы могло жить на ее месте — ее не повторить!!!...
Понимаете? Сосен много. Разных. И Япония - вообще "страна сосен" по некоторым сомнительным утверждениям (поскольку она много чего еще страна). Но неповторимость всего существующего под небом остро ощущается во взгляде на одно такое уникальное существо. Которое родилось чудом, живет вдохновением, и умрет, став чем-то еще. Неповторимо, как все в этом мире:).
И бессмертно, как все в этом мире - и с точки зрения преобразующейся энергии, и с точки зрения видоизменяющейся материи. А может быть, и с точки зрения бессмертной души.
Сосна в Японии – символ стойкости, смелости, долголетия, верности, благополучия. Про стойкость и смелость здесь сразу все становится понятно.
Совсем другие — полосатые и разноцветные скалы окаймляют соседнюю бухту с пещерами, водопадами и все теми же сумасшедшими соснами. И каждая завораживает своим изощренным способом жить здесь. И все это, и теплые скалы с птицами, имена которых мне неизвестны, и море и деревья вот так вот вдруг — просто, легко, ненавязчиво рассказывают все о японской живописи, о том, что нет в ней ничего надуманного, небывалого, чисто декоративного, нереально сказочного, приукрашенного.
Вот оно все такое и есть, и вся дзэнская живопись — просто любование этой реальностью, именно тем сном, какой есть.
Полная луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
(Рансэцу)
Спасибо за любопытство и время! Поставьте, пожалуйста, "нравится", или прокомментируйте, если было интересно. Особая благодарность за подписку на канал.