На первый взгляд, постапокалипсиса в СССР не было, да и быть не могло, поскольку сами основы этого жанра противоречат советской идеологии. Ну, сами посудите: какой еще апокалипсис, какие мутанты и какая радиация, если в будущем нас ждет воссоединение всего мира в едином коммунистическом государстве, как завещали Маркс и Ленин? Ядерную войну жаждут развязать империалисты, но их потуги бессильны, и вскоре их сметет мировая революция, после которой никаких войн вообще не будет. Без вариантов.
Казалось бы, именно из этого должен был исходить советский писатель, если он хотел продолжать считаться советским. Тем не менее, отдельные произведения, заимствующие (а иногда и предвосхищающие!) характерные черты постапокалипсиса, в советской фантастке можно вспомнить.
Как правило, в таких книгах авторы переносили действие на другую планету, а если причиной катаклизма была война, то обязательно указывалось, что обе ее стороны были капиталистическими странами, не отличавшимися друг от друга в идеологическом смысле. Этот прием позволял авторам не объяснять читателю (а главное – цензору), как же так вышло, что передовая теория марксизма не спасла мир от катастрофы. Просто на этой планете свет учения Макса не воссиял.
1. Михаил Булгаков, «Адам и Ева», 1931 г.
Это единственное произведение в нашей подборке, в котором апокалипсис происходит прямо на нашей планете, и где подчеркивается, что причиной стало именно противостояние социалистической и капиталистической систем. Впрочем, во времена Булгакова каноны советской фантастики еще не сложились, да и сам он был не тем человеком, который боится сделать шаг в сторону от канонов.
Возможно, это вообще одно из первых произведений, поднимающих тему возможной гибели человеческой цивилизации из-за нового оружия. Атомных бомб во времена Булгакова еще не было, поэтому в его пьесе апокалипсис (впрочем, как выясняется в финале, лишь частичный) наступает в результате применения химического оружия.
Бытовых подробностей «выживальчества» в тексте почти нет: Булгакова, как и полагается драматургу, больше занимают отношения между героями. Кроме того, он не был бы Булгаковым, если бы обошелся без едкой сатиры на свою эпоху вообще и литературную тусовку – в частности.
Но некоторые сцены – например, визит героев в заброшенный магазин – покажутся любителям постапа весьма узнаваемыми.
2. Аркадий и Борис Стругацкие, «Обитаемый остров», 1971 г.
Обычно эту книгу относят к жанру антиутопии – тоже не самому популярному в советской фантастике по тем же, описанным выше, причинам. Действительно, как полагается в антиутопии, основной сюжет здесь крутится вокруг борьбы героя против крайне несправедливого, деспотического государства, зомбирующего своих граждан при помощи пропаганды и психотронного оружия.
Однако хорошо заметные элементы постапокалипсиса в книге есть. Планета, на которой происходит действие, пережила ядерную войну (видимо, ограниченную, раз людям удалось не только выжить, но и сохранить государственность). К югу от государственных границ простираются обширные области, по которым блуждают лишь мутанты и неуправляемые боевые роботы, и ходят слухи о подземном убежище военных, жители которого благополучно пережили войну и думают, что она идет до сих пор. Привет, Fallout.
Кстати, в своеобразном продолжении «Обитаемого острова», романе «Жук в муравейнике», есть вставная новелла, также наполненная атмосферой постапокалипсиса. Только там глобальный катаклизм на планете произошел не из-за войны, а в результате экологической катастрофы. А финальным аккордом стало вмешательство пришельцев, не то эвакуировавших, не то уничтоживших большую часть населения.
3. Кир Булычев, «Последняя война».
Булычев известен, в первую очередь, как автор детской фантастики – в частности, цикла книг про Алису Селезневу. Но у него есть и более «взрослые» произведения. Так в этом романе речь идет об экспедиции землян к планете, уничтоженной ядерной войной.
На первый взгляд в живых на планете никого не осталось (ближе к финалу выяснится, что это не так), однако у землян есть устройство, позволяющее воскресить человека из мертвых, если тело достаточно хорошо сохранилось. Находя такие тела одно за другим, люди принимаются по крупицам восстанавливать местную цивилизацию, а заодно – разбираться в причинах случившейся трагедии.
Это очень своеобразный постап – без характерной для этого жанра безнадеги, и показанный несколько отстраненно, с точки зрения могущественных пришельцев. Однако характерная для жанра мысль о том, что наша цивилизация – очень хрупкая, и ее нужно беречь, прослеживается здесь очень хорошо.
4. Александр Казанцев, «Фаэты», 1974 г.
Сюжет этой книги основан на теории, согласно которой на месте нынешнего пояса астероидов между Марсом и Юпитером некогда существовала планета, которой даже придумали название – Фаэтон. Сейчас эта теория считается опровергнутой, но во времена написания романа еще была вполне научной.
В романе Казанцева планета эта погибла в результате ядерной войны между двумя государствами (как положено, оба были капиталистические), а точнее – из-за применения одним из них в ходе войны Машины Судного Дня. Выжила лишь горстка исследователей космоса, создавших крошечные колонии на Марсе и на Земле, которая на тот момент была населена полуразумными приматами.
Дальнейшая история рассказывает о том, как экспедиция марсиан спасает Землю (где уже появились ранние цивилизации) от глобальной катастрофы, а затем, тысячелетия спустя, уже земляне помогают марсианам, выродившимся и впавшим в застой из-за страха перед технологиями, уничтожившими их родную планету.
Таким образом, здесь мы видим, хоть и очень своеобразный, но, все-таки, постапокалипсис. Надо сказать, современному читателю книга может показаться довольно наивной и прямолинейно-идеологической, однако определенная смелость в ней, все-таки, есть. Например, Казанцев был одним из первых в отечественной фантастике, кто выдвинул теорию о палеоконтакте – встрече древних людей с инопланетными пришельцами.
В общем, постапокалипсис в СССР – был. Кстати, не только в литературе, но и в кино: здесь можно вспомнить, к примеру, фильм «Письма мертвого человека». Таким образом, даже идеологические ограничения не являются преградой для высказывания, если его тема настолько волнует автора.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте, критикуйте (только честно)! Любите литературу и не изменяйте ей!
#книги #читать_онлайн #фантастика #научная_фантастика #апокалипсис #постапокалипсис #СССР