Найти тему

Тихонравов Михаил Клавдиевич

Оглавление
Тихонравов М.К. 16 (29).07.1900 - 4.03.1974
Тихонравов М.К. 16 (29).07.1900 - 4.03.1974

В начале лета 1948 г. в присутствии специалистов и учёных из других учреждений, Тихонравов выступил на заседании Учёного совета НИИ-4 с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы». Сообщение о том, что «пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли (ИСЗ), взбудоражило зал, вызвало бурю отрицательных и даже язвительных откликов и выступлений. В фильме, посвящённом М.К. Тихонравову, прямо сказано, что учёные, не ЦК КПСС, затопали, захлопали, и освистали докладчика. Это вместо того, чтобы спокойно проверить расчёты, и, затем указать автору на его ошибки, если таковые будут обнаружены. Сами ракетные поезда придумал Константин Эдуардович Циолковский, а тут была разработана конкретная конструкция. Причём не с нуля, а модернизация, в виде пакета из уже разрабатываемых ракет.

Доклад был повторён 14 июля 1948 г. на годичном заседании Академии артиллерийских наук.

Одним из следствий указанных докладов М. К. Тихонравова явилось то, что вышестоящее руководство упразднило в НИИ-4 отдел П. И. Иванова, как занимающийся неактуальными проблемами. М. К. Тихонравов был переведён на должность научного консультанта института. (Интересно, замечу в скобках, а кто это «вышестоящее руководство», кем это был переведён …).

В марте 1950 г. в НИИ-4 проводилась научно-техническая конференция, на которой М. К. Тихонравов в докладе «Ракетные пакеты и перспективы их развития» развил идеи, изложенные им ранее, дополнив их новыми результатами и впервые прямо говорил о ближайших перспективах создания искусственных спутников Земли, вплоть до полётов на них человека[6]. Доклад был выслушан внимательно, но по-прежнему преобладали недоверчивые и сатирические выступления.

С 1950 по 1953 годы, в связи с уменьшением загруженностью работой в НИИ-4, заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности.[20] (Загруженность сама по себе пропала. А если бы не пропала, то первый спутник мог появиться над планетой лет на 5 - 6 раньше. И всё остальное раньше).

В 1953 было принято предложение М. К. Тихонравова об открытии в НИИ-4 особой НИР по упомянутой задаче, и в 1954 г. в институте первая такая тема под номером 72 была открыта. Научным руководителем работ был назначен М. К. Тихонравов. (Опять вопрос: кем назначен?).

Ракета Р-7 Тихонравова М.К.
Ракета Р-7 Тихонравова М.К.

В 1954 году М. К. Тихонравов с сотрудниками предложили свою программу освоения космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну. Никто их не услышал.

А что же наша гордость, широко прославленный Главный конструктор, спросит любопытный читатель. А вот что. Как в фильме «Чапаев». - Где должен быть командир, когда враг разбит и бежит, и войска входят в город? - Впереди, на лихом коне.

В 1955 году конструктор Сергей Павлович Королев обратился в ЦК КПСС с инициативой вывести в космическое пространство искусственный спутник Земли.

25.09.1956 - С.П. Королев перед руководством ОКБ-1 выступил с докладом о разработке эскизного проекта первого в мире искусственного спутника Земли.

Жертва сталинского режима, став владыкой, рвал пропуска провинившихся перед ним сотрудников на полигоне. Это снова из фильма. Телеканал «Звезда», если не ошибаюсь, показывал.

Есть документальный фильм о запуске первой в СССР ракеты с жидкостным (гибридным) реактивным двигателем. Но в этом фильме мы не увидим её создателя. Вся бригада М.К. Тихонравова «так была утомлена трудами», что была отправлена в отпуск заботливым начальником С.П. Королёвым (Королевым) [Фильм «ПЕРВЫЙ ЗАПУСК РАКЕТЫ ГИРД-09»]

Награждение

31 декабря 1957 г. в связи с созданием ракеты Р-7 и успешным запуском первого искусственного спутника Земли большой группе учёных и инженеров в Кремле вручались Ленинские премии. Среди них были и члены группы — М.К. Тихонравов, И.М. Яцунский, И.К. Бажинов и А.В. Брыков, которым премия была присуждена за обоснование возможности создания и запуска первого ИСЗ.

С пуском спешили (пять лет топали, хлопали, свистели) потому, что был Международный геофизический год, и на 6 октября был запланирован доклад США: «Спутник над планетой».

Неизвестный солдат

Куда делся П.И. Иванов, в отделе которого «занимался неактуальными проблемами Тихонравов, какова его судьба, мне выяснить не удалось, в НИИ-4 тоже не знают.

Правду, как и шило в мешке, утаить нельзя. В погоне за сиюминутной славой и выгодой можно потерять всё.

Представим себе Немыслимое. Вдруг наш Главный (Королев, Королёв, или «Некто») оценил всё великолепие лежащей, казалось бы, на поверхности, проработанной Инженером, идеи. Ведь Тихонравов М.К., по сути, ничего нового, как и Королев С.П., не изобрёл. Да не просто оценил идею, а оценил бы и автора. И рассказывал бы на всех перекрёстках судьбы о великой идее и её авторе. И пригласил бы к себе его и ближайших сотрудников на работу вместе с П.И. Ивановым, в отделе которого «занимался неактуальными проблемами» М.К. Тихонравов. И установил бы Михаилу Клавдиевичу зарплату, раза в два больше, чем у себя, любимого. Стал бы Главный начальник от этого жить хуже (беднее)? Стал бы его вклад, как Главного, в становление Советской космонавтики меньше? Потерял бы он хоть что-нибудь в памяти благодарных потомков? Поступив таким образом, он стимулировал бы тем самым многих и многих сотрудников, просто увлекающихся людей, на создание Нового, Прекрасного и Великого. Сам остался бы в памяти потомков Великим Человеком.

Но наш Главный выбрал другой путь. Сомнительна слава Герострата.

В то время, когда в Риге происходило перезахоронение останков «бронзового солдата», вызвавшее бурные протесты в России, в Химках строители бульдозерами сносили останки защитников Москвы и вывозили на свалку.

Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.

Кто виноват и что делать

Кто виноват в том, что М.К. Тихонравова затопали, захлопали, и освистали? Очевидно те, кто освистал и затопал, т.е. учёные. Таков, очевидно, уровень учёности. И примеров такого уровня предостаточно.

Необходимо повышать уровень культуры и образования, начиная со школы, для чего необходимо преподавать логику Аристотеля и учиться ею пользоваться. Учить необходимо принципам, а не процедурам. Исключить из ЕГЭ ответы на выбор из предложенных вариантов. Учить математику, как инструмент в других науках, ибо математика не имеет своего предмета изучения в окружающем нас мире, и только применение математики делает другую науку точной.

Наука
7 млн интересуются