"Поделиться с вами картиной мира, прорвавшейся из моего потревоженного внутричерепного пространства (а зачем тревожили!)", - вот что я указал первым пунктом своего профиля в Дзене.
Понимаю, что это «прорвавшееся» не каждому будет по душе. Нормально: пусть читают те, кому это более-менее близко.
Смысл своих публикаций я вижу в контексте главной, как я ее понимаю, функции интернета.
В стародавние времена люди собирались где-нибудь на завалинке и делились кто чем может и хочет: полезной информацией, опытом, думами. Интернет для меня такая же завалинка, огромного, всемирного масштаба.
А я на ней говорливый дедок Старпер из нашего с вами двора. Вот задела его в беседе какая-то тема– он что-то свое проорет (как все глухие, говорит громко). Но со своим поперед всех не лезет. Если кому-то сказанное им интересно, он рад, что так получилось. Если нет, не в обиде.
Но ведь вторым пунктом, ребята, я заявил спорт. А до сих пор толком ни о чем таком не высказался. При этом с самого раннего детства, как какой-нибудь Тузик, всегда был готов без устали носиться за мячиком. Любым. И в любой игре.
Ход карты тоже всегда уважал, считал его вещью магической и мистической, не данной нам в обычных наших ощущениях. Читали, небось, «Пиковую даму»? Но о "ходе" как-нибудь потом.
А пока о футболе.
Как же иначе: все начинается с футбола. Или, может быть, начиналось – в нашем детстве.
А здесь я начну, наоборот, с верхов футбольной пирамиды.
Новая реальность «нагло», как любят говорить нынешние спортивные комментаторы, ворвалась в сегодняшний мир.
31 марта в Дохе (Катар) состоялся Конгресс Международной федерации футбола (ФИФА). Все футбольное в России очень опасалось, что на нем будет рассматриваться вопрос о приостановке членства Российского футбольного союза (РФС) в этой организации.
В действительности, на заседании конгресса был решен вопрос о приостановке членства трех других национальных федераций: Пакистана, Зимбабве и Кении. Большинством голосов было принято неблагоприятное для этих стран решение.
И разом отовсюду здесь, в России, прошелестело дружное: у-у-ф-ф, пронесло!
Сейчас в стране уже считают малым злом тот факт, что нас выкинули из стыковых матчей. При этом никто не поручился бы, что даже в первом из двух возможных матчей Россия обыграет Польшу.
Собственно, наших серьезных козырей в гипотетическом и несыгранном матче я практически не вижу (единственный реальный – свое поле; но и то: для Крыховяка и Шиманьского оно почти такое же свое). Игровой вес наших «звезд» Головина и Миранчука даже в сумме уступает, по-моему, одному Левандовскому. И во вратарской линии поляки нас превосходят, кто бы у нас ни стоял. Также не добавляет оптимизма последняя официальная игра с хорватами, где упорно отбивались, отмахивались от их атак, как от назойливых пчел, а в конце сами же одну из них себе в штаны загнали.
То, что нашу страну надолго отстраняют от большого футбола, сильно подкашивает ее будущие спортивные перспективы.
Болельщик по натуре своей оптимист. Посмотрите, например, на итоги голосований болельщиков по ожидаемым результатам выступления России на любом крупном турнире. Всегда какая-то часть опрошенных предсказывает ей даже чемпионское звание. А на каком основании? С чего бы реализоваться таким предположениям?
«А почему нет?!» - скажет в ответ молодой и оптимистичный болельщик, и это действительно серьезный, весомый аргумент.
Спорт такая штука, что предсказания экспертов нередко оказываются посрамленными. Никогда не забуду итоги дружеского тотализатора в нашем, очень спортивном, выпускном школьном классе. Ставки делались на результаты и счета матчей чемпионата мира по хоккею. Главным выигравшим оказался парень, единственный из всех бывший «ни в зуб ногой».
Помните, как мы радовались, когда на чемпионат Европы пробилась наша молодежка? Надежды на успешное выступление подогревались тем, что, возможно, впервые она почти полностью состояла из игроков, входивших в основу команд премьер-лиги. Думали, что уж на этот-то раз она всех порвет.
Итог: молодежка разгромно, без вариантов проигрывает датчанам и не выходит в плей-офф.
Ребята из той сборной сейчас активно привлекаются в первую команду. Но давайте не забывать, что то же самое происходит и с их соперниками из других стран. А те на Европе обошли наших.
Спустимся ниже. Детский футбол. Слишком много свидетельств процветающего в нем мздоимства. Тренеры нередко за взятки ставят в состав и больше работают не с самыми способными, а с теми, у кого родители побогаче. В организации детских соревнований слишком много формализма. Не меньше вредит делу вынужденная нацеленность тренеров на достижение сиюминутного результата.
Большинство наших профессиональных команд иждивенцы. Они сильно зависят от дающей руки и понимают, что обязаны обеспечивать этой «руке» результат. Решая свои проблемы, крайне мало уделяют внимания своим детским и юношеским подразделениям. Вопрос перспективы решается просто: деньги выделят – купим легионеров. Нет – тогда посмотрим своих, но будем искать новые варианты приобретения легионеров.
Сборная СССР была уважаема в мире. Сила ее, в частности, объяснялась тем, что, кроме россиян, играли в ней украинцы, грузины, армяне, белорусы и – время от времени – азербайджанцы и узбеки.
Но не только этим. Ребята начинали во дворах, приходили в организованный футбол со своей нестандартной, своеобразной техникой. Были они выходцами из небогатых семей и в секциях занимались бесплатно.
А сейчас у бедных родителей нет возможности платить сегодняшние суммы за обучение детей. Средств у них не станет больше, если все же материализуется усиленно продвигаемая идея 4-дневной рабочей недели.
Футбол игра. Но он также и срез нашей жизни. В нем те же откаты, что и везде. Если их не убрать, все будет продолжать уходить в черную дыру.
Одними чисто футбольными, структурными мерами нынешние проблемы не устранить. Их разрешение объективно возможно только с коренным преобразованием всей экономики страны. А сейчас ситуация такова, что, если сегодня нынешняя модель директивно и разом будет изменена, то завтра все встанет.
Добиться реального изменения можно, только поменяв многое в государстве. Ввести сменяемость власти. Вернуться к парламентской республике. Принять законодательные меры для того, чтобы парламент действительно выражал волю избирателей, а не был декоративной рюшечкой при верховном. Поощрять политическую инициативу в низах. Добиться независимости суда.