Вы когда-нибудь замечали, что у некоторых локомотивов на лобовых стёклах есть странные круги? Странность их заключается в том, что у других локомотивов лобовые стёкла без кругов.
Скорее всего не замечали, потому что эти тепловозы японские, и называются они JNR Класс DD51. Внешне они похожи на маневровые, судя по расположению кабины. Однако на самом деле эти дизель-гидравлические локомотивы магистральные, и предназначены они для перемещения как грузовых составов, так и пассажирских.
Они производились с 1962 по 1978 гг, но их до сих пор можно встретить, путешествуя по Японии. Всего было построено 649 локомотивов. Некоторые из них были переоборудованы под снегоочистительные.
Так вот эти тепловозы единственные в мире, на который устанавливались круги на лобовые стёкла. Так разработчики решили, что одних лишь дворников будет недостаточно, и поэтому им пришлось установить вместо них на лобовые стёкла так называемые центробежные стеклоочистители.
Принцип работы этой круглой врезки в стекло довольно прост. В круглой рамке расположено свободно вращающееся круглое стекло. Оно приводится во вращение электромотором. За счёт центробежной силы инерции все капли, а также снег и наледь тут же разлетаются. И поэтому это круглое стекло всегда остаётся сухим и чистым, что и обеспечивает хорошую видимость.
Обычно такие круги на окнах можно встретить на судовых капитанских мостиках. Там капитанские рубки оснащены окнами с такими вот центробежными стеклоочистителями, потому что штормит в море знатно, и они очень хорошо улучшают видимость, когда всё вокруг, включая лобовые стёкла, закиданы снегом и наледью.
Эти стеклоочистители бывают двух видов: с прямым приводом и с вынесенным. У схемы с прямым приводом электромотор напрямую вращает круглое стекло.
В системе с вынесенным приводом электромотор раскручивает круглое стекло через ремённую передачу. При этом скорость вращения обычно ограничена на отметке в 1500 об/мин, потому что иначе либо стекло разлетится от центробежной силы, если скорость будет слишком большой, либо осадки с его поверхности будут слетать плохо, если скорость будет недостаточной.
Так вот, возвращаясь к японским тепловозам, нужно отметить, что подсмотренная у кораблестроителей идея борьбы с осадками в условиях плохой видимости, прижилась только лишь на этих тепловозах. Более она нигде на железнодорожном транспорте не использовалась. Это связано с тем, что на суше и обычные дворники справляются довольно неплохо.