Итак, вы создали Игру Века, но миллионы геймеров еще не знают своего счастья и продолжают играть во всякие Elden Ring и Horizon Forbidden West. Теперь ваш суперпроект нужно правильно “упаковать” и подготовить, чтобы он оказался в компьютерах, на консолях или в смартфонах целевой аудитории. Часто этим занимается издатель. О разнице между ним и разработчиком поговорим в этом материале.
Разработчик
Роль команды разработчиков ясна: это создание игры как полноценного функционирующего продукта. Геймдизайнеры, сценаристы, программисты, тестировщики, художники и саунд-дизайнеры тратят на это месяцы, а иногда и годы. В течение этого времени их работу нужно оплачивать, координировать, обеспечивать условия. Так что разработка - дело непростое и ресурсоемкое.
Издатель
Задачи издателя могут быть очень разными, но его главная функция - доведение готовой игры до целевой аудитории. Конечно, ничто не мешает студиям распространять и продвигать свой продукт самостоятельно (особенно инди-командам), используя имеющиеся возможности, но специализированные компании, скорее всего, справятся с этим лучше.
Основные функции издателя:
1) маркетинг: исследование рынка и конкурентов, а также продвижение игры на рынке. Разработчики могут искренне считать, что создали шедевр и он легко обойдет близкие проекты благодаря своим достоинствам. На деле возникает множество вопросов: от выбора модели распространения до размещения и дизайна рекламы.
2) помощь в разработке: контроль и координация усилий разработчиков - от частичного и эпизодического до систематического. Степень участия издателя в создании игры определяется форматом его отношений с разработчиком. Если речь о большой дорогой франшизе (например, Star Wars), издатель может привлекать для создания одного проекта несколько команд (скажем, версию для ПК делает одна, а для консолей - другие).
3) распространение игры: пожалуй, основная функция разработчика. Да, заниматься самиздатом можно и выложить игры в Steam или itchi.io нетрудно. Если же речь идет об изготовлении физических носителей и выходе на ритейл, то возможности издателя будут кстати. Его услуги также могут понадобиться при портировании.
4) локализация: часто это дорогостоящий и сложный процесс, который лучше поручить издателю. От качества локализации зависит успех игры на зарубежных рынках.
5) инвестирование: полное или частичное финансирование команды разработчиков. Для маленькой студии с крутой концепцией щедрый издатель - большой подарок и подспорье в реализации творческих планов. В чем выгода издателя? Конечно, в потенциальной прибыли от будущей игры. Больше инвестиций - больше прибыли.
Не каждый издатель будет заниматься всем, что указано выше. В одних проектах его роль ограничивается продвижением готовой игры, в других выражается в активной координации и поддержки разработки. Важно понимать, что сотрудничество с издателем не гарантирует разработчику стопроцентный успех его продукта, а лишь повышает шансы на него.
Роль и степень вовлеченности издателя зависит и от сегмента. Например, в гиперказуальном очень высокая конкуренция, поэтому нужны большие усилия для привлечения трафика. Здесь важна работа издателя на ранних стадиях разработки - он помогает студии оптимизировать продукт, изначально делая его конкурентоспособным и привлекательным для потребителя .
Может ли компания быть разработчиком и издателем одновременно? Конечно. Часто для этого создаются два юридических лица и отдельные управленческие структуры (так у Paradox это Paradox Development Studio и Paradox Interactive). Некоторые компании издают не только собственные продукты, но и сторонние, помогая начинающим и маленьким командам (например, Chucklefish Games, способствовавшая успеху Stardew Valley).
Как видите, паблишинг - отдельная и очень интересная сфера деятельности! Грамотный издатель - хорошая поддержка и опора талантливого разработчика.