Найти тему

Архитектура или комиксы? Интервью с Мануэле Фьором

Оглавление

Итальянский художник Мануэле Фьор, автор графических романов «Пять тысяч километров в секунду» и «Икар», — один из талантливейших современных комиксистов. Свой творческий путь он начинал как архитектор и лишь череда маленьких, но важных случайностей привела его в мир рисованных историй. Сегодня мы поделимся отрывками из нескольких интервью с Мануэле, в которых он рассказывает о взаимосвязях и различиях архитектуры и комиксов, источниках вдохновения и методе работы.

О начале творческого пути

«Интересоваться комиксами я начал рано: еще в начальной школе увлекся супергеройскими историями и изрисовывал комиксами целые тетради. Интерес к архитектуре возник позже, и это произошло почти что случайно. Моя семья не очень любила искусство, поэтому при поступлении в университет мне пришлось выбрать «более научную» специальность. Мои родители были бы счастливы, если бы я стал инженером, но я нашел компромисс в виде архитектуры.

Через пару лет обучения я хотел бросить университет, но по некоторым причинам не сделал этого и оказался в архитектурном бюро Романо Бурелли. Он был архитектором и художником, и у нас нашлось много общего. Благодаря ему я по-настоящему влюбился в архитектуру и даже вместе с коллегами совершил турне по Франции, чтобы вживую увидеть шедевры Ле Корбюзье.

Должен признаться, что я всегда разделял архитектуру и комиксы и лишь недавно [Интервью записано в 2009 году. — Примеч. ред.] начал экспериментировать с их смешением, проникновением друг в друга. Самый простой способ объединить архитектуру и комиксы — «встроить» в рисованные истории известные здания. Однако можно пойти дальше — например, показать, как меняются города».

Мануэле Фьор, L’intervista (Coconino Press, 2013)
Мануэле Фьор, L’intervista (Coconino Press, 2013)

О вдохновении в архитектуре и комиксах

«Наибольшее влияние на меня как архитектора оказали два противоположных направления: интернациональный стиль (Ле Корбюзье, Джузеппе Терраньи) и органический стиль (Карло Скарпа, Анджелло Мазьери).

Если говорить о комиксах… В университетские годы я перестал читать комиксы про супергероев и увлекся творчеством Лоренцо Маттотти, который, к слову, тоже изучал архитектуру. Мне кажется, в своих комиксах он смог передать ту живость, которую можно найти в некоторых архитектурных шедеврах. Для меня работы Маттотти были самыми любопытными из тех, что можно было найти в то время на рынке комиксов. Вообще меня всегда восхищали архитекторы-комиксисты. Например, я очень люблю работы Гвидо Крепакса.

Многие спрашивают меня, как много архитектуры можно найти в комиксе. Ответить на этот вопрос не так просто. Можно говорить не только о прямом цитировании, изображении известных зданий и сооружений на страницах комиксов. Правила архитектурной композиции практически полностью совпадают с правилами создания страницы комикса: страница строится не из отдельных кадров и деталей, а из их совокупности, взаимодействия друг с другом, что и задает ритм повествованию».

Архитектура или комиксы?

«Совмещать увлечение архитектурой и комиксами сложно, потому что оба вида искусства требуют абсолютной отдачи, и мне с самого начала было ясно, что я могу заниматься только чем-то одним. Когда я впервые показал свои работы Лоренцо Маттотти, он сказал: «Рисунки хорошие, но кем ты хочешь стать? Архитектором или комиксистом?»

Выбор в пользу комиксов меня заставили сделать обстоятельства. На тот момент я уже пять лет прожил в Берлине, трудясь в архитектурном бюро. С начала 2000-х заказов становилось все меньше и меньше, и бюро закрылось. Я оставил проектирование и занялся более оперативными задачами (3D-моделированием, подготовкой чертежей и пр.). В это время в Италии появилось издательство комиксов Coconino Press, а вместе с ним — возможность публиковать мои рисованные истории. Так что мне пришлось выбирать, и я решил стать постоянным художником комиксов.

La casa sul Canal Grande, нереализованный проект Фрэнка Ллойда Райта, и его изображение в комиксе Мануэле Celestia (Oblomov edizioni, 2021)
La casa sul Canal Grande, нереализованный проект Фрэнка Ллойда Райта, и его изображение в комиксе Мануэле Celestia (Oblomov edizioni, 2021)

О процессе работы

«Я не делаю раскадровку, но это вовсе не значит, что я просто сажусь и рисую. Перед началом работы я провожу серьезные исследования: пытаюсь узнать все, что только можно, об интересующем меня предмете, событии или явлении. Над комиксами я работаю очень медленно. Мне важно продумать все детали, чтобы в процессе рисования страницы и планы вели меня от одной сцены к другой плавно, без резких переходов».

Бонус: архитектурные отсылки в «Икаре»

Помимо легко считываемых отсылок к золотому сечению и Кносскому лабиринту, в «Икаре» — к слову, это вторая крупная работа Мануэле в области комиксов — есть любопытный момент: в первом кадре на странице 58 изображена тень Фаусто с поднятой вверх рукой. Она отсылает к системе измерений Модулор, разработанной упоминаемым выше Ле Корбюзье. Главный ее принцип заключается в том, чтобы отойти от метрической системы измерений и взять за основу пропорции человека, чтобы определить пропорции и конструкцию здания.

Страница из «Икара» и Модулор Ле Корбюзье
Страница из «Икара» и Модулор Ле Корбюзье

_______________________________________________

Полистать «Икара»

Узнать больше о комиксе «Пять тысяч километров в секунду»