Найти тему

Почему ориентироваться по звездам легче, чем кажется

Сегодня простыми словами расскажем про основы астронавигации — метода понимания, где именно вы находитесь на Земле, опираясь лишь на положение звезд и планет.

Уметь складывать и вычитать — достаточно

С древних времен астронавигация служила для определения позиции кораблей в открытом море, но в эпоху GPS потребность в ней отпала - работу взяли на себя спутники.

Это не значит, что ориентацией по звездам больше никто не занимается. Звезды остаются резервным способом навигации для морских судов на случай проблем с GPS, а еще в мире есть огромное число яхтсменов, которые практикуют ее для спорта и удовольствия.

Представьте: иметь навык, который позволяет без особого труда плавать по морям примерно так же, как плавали сотни, даже тысячи лет назад - без электронных приборов, через наблюдение звезд, по которым ориентировались еще люди античности.

Многие думают, что для этого необходимы продвинутые знания математики и геометрии. В действительности все, что вам нужно из школьного курса, — умение складывать и вычитать числа. Ну и вспомнить, что углы измеряются в градусах со значком “°”. Остальное сделают секстант и астрономические таблицы.

Уже испугались слова “секстант”? Напрасно!, Обещаем: это самое сложное слово, которое будет в этой статье.

Основы астронавигации

Напомним, для определения положения на поверхности Земли используют воображаемую сетку из долготы (линии, которые тянутся через весь земной шар от полюса к полюсу) и широты (кривые, параллельные экватору).

Сочетание долготы и широты в градусах — координаты, которые используют в любой навигации. Их нам и нужно найти.

В астронавигации ориентируются по Луне, ярким планетам — Венере, Марсу, Сатурну и Юпитеру и по самым ярким звездам. Но главным образом — по Солнцу, ведь часто приходится иметь дело с дневной навигацией.

Итак, представим, что солнечные лучи, которые достигают Земли, всегда параллельны друг другу. Это не совсем так, но для астронавигации крайне важно запомнить и принять эту упрощенную картину мира (хотя бы на время наблюдений).

Где-то на поверхности Земли всегда есть точка (постоянно меняющая положение из-за вращения планеты), через которую солнечный луч мог бы пройти прямо в центр Земли. Ему, конечно, помешают тысячи километров породы, но представим это в голове. Человек, стоящий в этой точке, увидел бы Солнце под прямым углом (90 градусов) непосредственно над собой.

А где-то далеко есть мы - на яхте со сломанным GPS, и солнце мы видим под другим, непрямым углом. А еще нам очень нужно понять, где мы.

-2

Проведем воображаемую линию из центра земли до нашей лодки

Первый этап: на яхте нужно узнать угол между горизонтом и расположением Солнца, а также координаты той самой точки, где Солнце прямо сейчас «светит» в центр Земли.

Первое мы можем быстро и просто сделать с помощью прибора — секстанта, а второе - узнать из актуальных астронавигационных таблиц, которые стоит брать в любое плавание (таблицы есть и онлайн, но на случай проблем с интернетом стоит взять бумажные или офлайн-копии).

Второй этап: нужно вычислить получившиеся углы. Допустим, секстант показал 50 градусов. Получается, угол между воображаемой прямой линией, выходящей из центра земли в нашу лодку, и углом солнца над горизонтом будет равен 90°-50°=40°.

Так, стоп. А зачем вообще мы рисовали линию до лодки, почему провели это вычисление? А потому что вот эти два угла из-за параллельности солнечных лучей равны!

-3

Третий этап: зная угол между нашей яхтой и точкой, где Солнце сейчас «смотрит» в центр Земли под прямым углом, можно посчитать расстояние от яхты до этой точки.

Один градус - это 60 морских миль (морские, а не обычные мили используют как раз потому, что их удобно считать в градусах). Значит, расстояние составит 60*40°=2400 морских миль или 4444 километра.

Мы уже на полпути, и самое сложное позади!

Осталось нарисовать круги

Данные, которые мы получили, конечно, полезные, но расстояние до какой-то точки само по себе ничего не говорит о нашей долготе и широте.

В действительности оно показывает, что мы можем находиться в 4444 километрах вокруг той самой точки, которую подсмотрели в таблицах. То есть все, что мы можем пока сделать - это нарисовать на глобусе (обычная карта не подойдет) круг, в любой точке которого мы потенциально можем находиться.

-4

Не внутри, не снаружи круга, а именно в любой точке самой окружности

Догадались, что будет дальше? Правильно, нужно больше кругов!

В качестве ориентира мы снова можем использовать Солнце, например, через пару часов после первого измерения. Мы вновь измеряем угол от горизонта до солнца с помощью секстанта, снова смотрим в таблицы и ищем, где находится та заветная точка, а затем считаем расстояние до нее и рисуем новый круг.

-5

На реальном глобусе наши круги под таким ракурсом, конечно, будут выглядеть вытянутыми

Раз мы можем находиться только на окружности, наше местоположение может быть только на одном из пересечений кругов — внизу или вверху. Поскольку на практике эти пересечения географически оказываются очень далеко друг от друга, путаницы не возникает, и позицию выбирают правильно.

Можно выбрать и другие небесные тела, по которым есть данные в таблицах, и нарисовать больше кругов для большей точности.

Хорошо, а что если у нас нет глобуса, и рисовать круги мы не можем? Тогда придется пойти на еще более странные допущения...

Представим, что земля плоская

Чтобы выполнить следующий трюк, нам действительно будет удобнее считать, что земля плоская. Дело в том, что мы будем работать с более мелкими масштабами, где кривизна Земли имеет меньшее значение.

Но это не все странности. Также нам потребуется наугад предположить, где мы находимся — по долготе и широте, и нанести эту точку на плоскую карту. Еще нам нужно снова определить по таблицам, где прямо сейчас находится точка, где Солнце «смотрит» в центр Земли.

Зная координаты нашей предполагаемой позиции и расстояние до реальной «солнечной точки», мы можем вычислить, какой угол между горизонтом и солнцем увидел бы наш секстант, если бы мы действительно находились в этой предполагаемой позиции.

Это работает по простой формуле: нужно вычесть из 90 градусов расстояние между нашей предполагаемой позицией и «солнечной» точкой. Это расстояние мы можем легко узнать, так как предполагаемые долгота и широта известны.

Сделав это, мы можем сравнить значение «предполагаемого» секстанта с показаниями нашего секстанта там, где мы реально находимся. Если они совпадают, значит, мы угадали нашу позицию верно!

-6

А это секстант. Зеркала сводят в телескоп два изображения: одно нужно навести на горизонт, второе — сначала навести на небесное тело, затем опустить его до горизонта с помощью регулируемой ручки внизу. Когда небесное тело «коснется» горизонта, можно записать получившийся на шкале угол.

Обычно один человек проводит измерение, другой записывает точное время и угол. На солнце крайне важно смотреть через специальные фильтры, которые есть на каждом современном секстанте, иначе можно повредить глаза!

Но скорее всего показания не совпадут. Тогда мы сделаем примерно то же, что с пересекающимися кругами на глобусе, но на этот раз нарисуем пересекающиеся линии на плоской карте.

Мы уже нарисовали точку нашей предполагаемой позиции, но для начала проверим, как отличаются показания реального и «предполагаемого» секстанта. Допустим, если угол солнца над горизонтом в предполагаемой позиции — 42 градуса, а наш реальный угол — 41, нам нужно «передвинуть» нашу предполагаемую позицию на 1 градус от солнца (так как чем меньше угол, тем дальше от солнца, а чем больше - тем ближе).

-7

При первом измерении (яхта справа) «солнечная» точка находилась далеко к юго-востоку от края карты. При втором измерении (слева) — переместилась на запад, поэтому коррекцию делаем в другом направлении

Сделав это, мы рисуем линию перпендикулярно направлению к солнцу. Фактически это часть окружности, которую мы нарисовали бы на глобусе, но малые масштабы карты позволяют сделать ее линией.

Через какое-то время мы проводим те же измерения и коррекцию на данные секстанта, но уже для второй предполагаемой позиции (на картинке — слева), которую так же наугад наносим на карту вместе с линией.

Если две линии пересекаются, наша яхта примерно в точке пересечения. Если нет, мы где-то ошиблись и нужно рисовать больше линий, чтобы найти это пересечение. Больше линий — больше точности: если 3 линии пересекаются, наша позиция, вероятно, где-то внутри треугольника на пересечении.

Готово! У вас есть приблизительные широта и долгота, если все сделали правильно — с точностью в среднем от 1 до 5 квадратных морских миль. В теории можно добиться точности в 0,1 квадратной мили, но на практике такое получается редко.

Разумеется, это не все, что вам потребуется в астронавигации: нужно научиться читать таблицы и использовать секстант, учитывать передвижение яхты и вносить прочие коррективы в расчеты. Но если вы поняли упрощенные концепты выше, фактически вы уже знаете, как работает астронавигация.