Найти тему

Фильм "Господин Лазар" или что заставит учителя уйти из жизни

Недавно я посмотрела канадский фильм Филиппа Фалардо «Господин Лазар», в своё время номинированный на Оскар.

"Господин Лазар", Канада, 2011 год.
"Господин Лазар", Канада, 2011 год.

Это чудный и светлый фильм, который я бы рекомендовала к просмотру и родителям, и рядовым учителям, и руководящему составу, и ученикам.
Он поднимает сразу несколько актуальных проблем, но остановиться я бы хотела на одной, имеющей отношение и к нашей современной системе образования.

Между школьником и педагогом за последние десятилетия выросла огромная стена. Почти Берлинская (простите, я историк). По одну сторону - ученик и его родители (иногда стена и между ними), по другую - учитель и школа. Посмотрев фильм, я задумалась над вопросами:

  • на сколько близкими могут быть отношения между учителем и учеником?
  • будут ли считаться объятия ученика и учителя нарушением границ или вовсе домогательством?
  • сохранилась ли у школы помимо образовательной ещё и воспитательная функция?

Кратко о сюжете:

В канадской школе случилась беда, прямыми свидетелями которой стали два 12-летних ребёнка. Любимая учительница шестого класса (Мартин) повесилась прямо в школьном кабинете. Дети искренне переживают ее утрату, а школа поскорее ищет замену, которой становится буквально «человек с улицы» - Башир Лазар. Башир - беженец из Алжира. Он и сам пережил горе - потерял жену и детей, но не рассказывает об этом ни ученикам, ни администрации, хотя всем сердцем стремится помочь классу пережить произошедшее.

кадр из фильма "Господин Лазар": Башир Лазар и его любимица. одна из тех детей, которые увидели Мартин, повесившуюся в кабинете
кадр из фильма "Господин Лазар": Башир Лазар и его любимица. одна из тех детей, которые увидели Мартин, повесившуюся в кабинете

Детям сняться кошмары (глухота администрации поражает - класс даже не перевели в другой кабинет! ещё бы тут кошмары не снились!), многие из них закрылись в себе. Новый учитель - господин Лазар - пытается говорить с родителями, но в ответ получает претензию в виде: «А не могли бы вы просто УЧИТЬ детей, а не ВОСПИТЫВАТЬ их?».

По ходу фильма выясняется, что самоубийство Мартин может быть связано с безобидной, казалось бы, ситуацией. Незадолго до смерти, Мартин обняла и поцеловала плачущего ученика, чтобы успокоить. По почти необъяснимой причине (не хотел, чтобы Мартин делала, как его мать) мальчик пожаловался администрации… Причина очень похожа на правду. Иначе зачем вешаться прямо в школе? Самоубийца всегда хочет кого-то наказать?

Пугающе интересный момент: при разговоре на совещании учителя школы вспоминают об этой ситуации. Особенно рьяно выступают учителя-мужчины (сразу вспоминаю еще один интересный фильм - "Охота" 2012 г., там воспитатель-мужчина без особых разбирательств был обвинен в действиях сексуального характера в отношении ребенка и подвергся страшному буллингу). Один из учителей рассказывает о ситуации с его сыном, получившим ожоги от солнца, потому что вожатый в лагере не намазал его кремом из-за запрета тактильных контактов с детьми!

Я задумалась о современной российской школе. Со стороны администрации, действительно, приходилось слышать о том, что тактильные контакты должны быть исключены. К ним относились и позитивные и нейтральные проявления (объятия в том числе). А это сложно. Маленькие школьники часто тянутся к тому, кого любят.

Сейчас я открыла ФЗ «Об образовании». В нем ясно сказано, что педагог обязан:


2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;



А у обучающегося (почему Министерству просвещения нельзя было оставить слово «ученика»? телефон 3 раза исправил на «облучающегося»!!!) есть право на:


9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Нигде не говорится о запрете тактильных контактов с учеником. Почему нас предостерегают? На всякий случай! Мало ли что! И я не спорю, что бывают страшные ситуации насилия, но крайностей предпочту в этом случае не касаться.

Не создаёт ли такое положение вещей барьер между учителем и учеником? Не создаёт ли это ситуацию, при которой ученик на подсознательном уровне чувствует, что учитель возводит стену, и начинает возводить ее и со своей стороны? На мой взгляд, создаёт.

кадр из фильма "Господин Лазар": учитель стеснялся занять место на фото, но дети сами позвали его.
кадр из фильма "Господин Лазар": учитель стеснялся занять место на фото, но дети сами позвали его.

Фильм заканчивается на доброй грусти объятий. Объятий, которые вызывают улыбку и источают безграничное добро.

В статье я намеренно не затронула всех идей фильма, которые, на мой взгляд, старался раскрыть и донести до зрителя автор. Буду счастлива, если статья побудит вас посмотреть фильм!