Найти тему
Стиль жизни

Поль Верлен: между собакой и волком

Поль Верлен, как первая любовь, упоителен, незабываем. Его любовный напиток, настоянный на горестях, нелепостях жизни, абсенте, виражах и зигзагах его судьбы, все же сладок.

Даже тогда, когда он предается сплину:

Дни одиночества делил я равномерно

Между молитвою и книгами. Наверно,

Святые жили так! Я чувствовал вполне,

Что неба уголок доступен стал и мне!

В России несколько десятков, если не сотен, Верленов. Быть переводчиком гения всегда почетная миссия.

-2

У Брюсова Верлен рассудочный. У Анненского чувственный:

-3

Пусть бледная трава изгнанника покоит,

Иль ель вся в инее серебряная кроет,

Иль, как немая тень, исчадье тяжких снов,

Тоскуя, бродит он вдоль скифских берегов, —

Пока средь стад своих, с лазурными очами

Сарматы грубые орудуют бичами, —

Свивая медленно с любовию печаль,

Очами жадными поэт уходит вдаль...

Наверное, Анненский лучше, чем кто-либо, ощутил его одиночество и импрессионизм, увидав в Верлене свое отражение, как лебедь на глади озерной.

-4

А в переводах Шенгели - в большей степени сам Шенгели. И Сологуб довольно однообразен в образе французского символиста. Есть еще и очень точный Ревич, ну и конечно же Пастернак:

-5

И в сердце растрава,

И дождик с утра.

Откуда бы, право,

Такая хандра?

О дождик желанный,

Твой шорох — предлог

Душе бесталанной

Всплакнуть под шумок.

Откуда ж кручина

И сердца вдовство?

Хандра без причины

И ни от чего.

Он давал языку, на котором писал, ту беспредельную свободу, которая и была его открытием в лирике <...> Парижская фраза во всей ее нетронутости и чарующей меткости влетела с улицы и ложилась в строчку целиком, без малейшего ущемления, как мелодический материал для всего последующего построения. В этой поступательной непринужденности – главная прелесть Верлена. Обороты французской речи были для него неделимы. Он писал целыми реченьями, а не словами, не дробил их и не переставлял. –

Писал Пастернак о Верлене.

-6

Верлен заговорил языком парижской улицы. А потом и русская речь, как эхо, подхватила эту поступательную непринужденность, не догадываясь, из какого сора растут стихи:

Я стал пьяницей настолько, что, вернувшись в Париж, к себе в контору, где начальник в довершение моей ужасающей печали отругал меня за лишний день отсутствия, да так, что мне пришлось послать его подальше, я набросился на абсент — в Париже, куда, повторяю, я вернулся, пиво ужасно, вот я и набросился на вечерний и ночной абсент…

-7
-8

Абсент подарил миру поэзию Верлена. И Модильяни.

И пьяницы с глазами кроликов у Блока - тоже вполне себе Верленовские.

Так кто же он на самом деле?

Пророк с наивным взором ребенка? Или порочный сластолюбец?

-9

Последние минуты своей жизни он провел в обществе бывшей этуали или куртизанки, которая ему, видимо, и помогла избавиться от беспутной жизни.

А лет семьдесят спустя почти также и тоже в январе ушел из жизни Николай Рубцов!

-10

Поэт на этом свете надодго не задерживается, иначе, какой же он тогда поэт?

p.s. Друзья, дзен практически прекратил платить за публикации. Поэтому судьба канала в ваших руках. Поддержите канал не только словом, Заранее благодарен!