В понимании современного человека испанская инквизиция – это реки крови, муки и страдания невиновных людей, изощренные пытки, костры, сжигающие живую плоть. Все эти ужасы были результатом политики того времени и желанием удержать власть путем массового запугивания . В то время были самые благоприятные условия, т.к. люди были фанатичны и религиозны.
Inquisición española — особый следственный и судебный орган, созданный в 1478 году Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской. Призван поддерживать чистоту католической веры в их подданных, а также заменить собой средневековую инквизицию, которая находилась под папским надзором.
Аутодафе в Каталонии и Арагоне стали происходить с ужасающим постоянством. Аутодафе ( acto de fe ) ─ это провозглашение инквизиционного приговора и его торжественное исполнение. Обычно это было сжигание еретиков на костре. На испанском аутодафе обозначает акт веры. Подобные мероприятия проводились на главных площадях города в выходные и праздничные дни. Обязательно присутствовали власти города и толпа народа. Присутствие на аутодафе в те времена считалось проявлением благочестия.
Испания, большая часть которой в течение восьми веков находилась под властью арабов, во многом отличалась от остальной Европы. Местные правители были вынуждены лавировать, создавать условия для мирного сосуществования разных конфессий. Возникло даже такое понятие, как «convivencia»- сосуществование, что означало способность мусульман, христиан и иудеев жить вместе.
Постепенно волны антисемитизма, прокатывавшиеся по всему континенту, проникли и на Иберийский (Пиренейский) полуостров. Летом 1391 года в Барселоне и других городах озлобленные горожане врывались в еврейские кварталы, хватали иудеев и предлагали им на выбор крещение или смерть. Большинство предпочитало крещение, т.е. стать «conversos» (новообращенными). Так появилась новая часть общества – в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном – католическая.
Из года в год росло число новообращенных, которые сильно богатели и сосредотачивали в своих руках большую власть. Это вызывало негативную реакцию и зависть со стороны старых христиан, принадлежавших к аристократии и среднему классу. Инквизиция с удовольствием занималась делами новообращенных евреев, т.к. после их казни имущество конфисковывалось.
Ещё одной категорией жителей Испании, на которых обрушилась инквизиция были мориски. Это мавры, которых насильственно обратили в христианство. Католическая церковь не приписывала им вины за распятие Христа, как иудеям, но обвиняли их в том, что они следовали учению лжепророка Мухаммеда. Мориски не были зажиточным слоем населения, поскольку это были в основном крестьяне и ремесленники. Однако инквизиция в Испании не пощадила их. Обвинения для них были те же, что и в случае с марранами- неискреннее принятие католической веры . Марраны — крещёные евреи в Испании и Португалии.
К концу XV века инквизиторам уже не хватает жертв и дела еретиков начинают массово «фабриковаться». Неотъемлемой частью инквизиции в Испании и других странах было доносительство. Это поощрялось церковью на исповеди и проповедях. Больше того, представители церкви говорили, что доносить нужно обязательно, чтобы получить пропуск в рай. Особенно ценными считались доносы на родственников и близких, а также подчинённых на своих начальников и прислуги на хозяев. Инквизиторы хранили в тайне имена тех, кто доносил. Кроме того, их щедро награждали из конфискованного имущества. Доносчиков также вербовали и в иудейской среде. Раввины в Севилье предавали анафеме тех своих прихожан, которые не доносили инквизиции о марранах, исповедующих иудейство. Такие установки церкви и страх людей перед кровавыми инквизиторами породили массу доносчиков. В результате инквизиция в Испании ни дня не оставалась без дела. Пытки применялись ко всем без разбора, включая детей и глубоких старух.Под каток инквизиции стали попадать и истинные католики из всех слоев населения, даже высокопоставленные вельможи и члены их семей. В лапы инквизиции попал и архиепископ из Толедо Бартоломе де Карранса, который был исповедником короля Филиппа II.
Помимо преследования морисков и марранов испанская корона и инквизиция мешали ассимиляции этих людей в государстве. Это выражалось, например, во введении сертификатов «чистоты крови». Эти сертификаты человек должен был предъявить при получении чинов, должностей,при устройстве на преподавательскую работу и т.д. С 1526 года инквизиция вводит строгую цензуру на различные печатные издания в Испании.
Тысячи мужчин и женщин были казнены по обвинению в колдовстве. Один эпизод произошел в начале XVI века в наваррской деревушке Сугаррамурди. По одной из версий, девушка из деревни стала рассказывать всем свой сон, в котором видела, как в пещере неподалеку собираются на шабаш ведьмы, и среди них – несколько соседок. Слухи дошли до инквизиции. Многие женщины этой деревни были сожжены на костре. И еще долгие годы соседи подозревали друг друга в колдовстве. В конце я дам ссылку на мою статью о легендах одного каталонского города и ведуньях, которые в нем жили.
Страшные инструменты инквизиции : дыба, «испанский сапог», «железная дева», костры – все эти ужасы вошли в историю. Из застенков инквизиции практически невозможно было выбраться. Все это реальные факты и реальные люди.
Последней жертвой инквизиции стал школьный учитель из Валенсии Каэтано Риполь.Инквизиция предъявила ему обвинения в том, что он препятствовал своим ученикам посещать церковь, исповедоваться, молиться и причащаться. Учителя объявили еретиком. Каэтано был повешен, а затем символически сожжен. И было это в 1826 году!!! Казнь учителя вызвала волну негодования по всей Европе. Окончательно инквизиция в Испании исчезла только в 1834 году, когда умер король Фердинанд VII.
Инквизиция вела учет казненных и пострадавших. Но все данные рознятся. Возможно, казненных было намного больше. По данным инквизиции, общее количество казнённых и пострадавших в Испании примерно 349 тысяч человек.
Уже в наши дни Ватикан выразил сожаление и попросил прощения за содеянное инквизицией. Дело прошлое... Давно нет тех, кому бабушки могли рассказать об этих ужасах. Но это наша история, ее нужно помнить. Главное, чтобы страшный отрезок истории чему- то научил человечество, и люди не повторили этот чудовищный опыт в других более современных формах в нашей реальности.
Ссылка на мою статью о древнем каталонском городе.
Ссылка на мою статью о Пасхе в Таррагоне.