Савва Мамонтов помог обустроиться Врубелю в Москве, а после даже «командировал» его в Средиземноморье. Художник ревностно вспоминал каждый увиденный в поездке завиток и оттенок. В этой подборке выясним, в каких его работах искать образы, вдохновленные солнцем Средиземноморья.
«Испания»: страсть и эмоции
Этот двойной портрет с пейзажем не содержит конкретного сюжета, но даже без названия понятно: перед нами — испанцы. И дело вовсе не в колорите костюмов и быте — страсть, чувства, темперамент пронизывают картину насквозь.
На первом плане изображена девушка в привычной и почти непринужденной позе. Но ее взгляд, сжатая на стуле рука и небрежно брошенный платок создают атмосферу напряженности в этом жарком пространстве комнаты. Мужчина, написанный позади, подчеркивает драматизм картины: он, невзначай развернувшись к зрителю, бросает на девушку ревнивый, пылающий взгляд.
Что произошло между героями и какова развязка? Каждый решает для себя. Врубель лишь создал для нас образ конфликта в сложном смешении коричневых и синих оттенков.
«Венеция»: пустота праздника
На явно вдохновленной Ренессансом картине — карнавальная Венеция, различимая по уголку Дворца Дожей и мосту Вздохов на заднем плане. Они написаны детально и тщательно — при создании полотна Врубель даже использовал фотографии.
Как и на любом массовом празднике, на карнавале тесно и душно. Пространство будто сжато. Герои находятся близко друг к другу, но каждый из них — посторонний. Их связывает только вихрь праздника. Но карнавал не приносит героям свободы и счастья — если разглядеть картину детально, то вряд ли получится найти чью-то искреннюю улыбку. Обстановка безрадостная и загадочная. Художник подчеркивает это «невеселым» колоритом, который сначала может показаться нелогичным и случайным.
Все участники карнавала — от темноглазой красавицы в центре до грациозного юноши на переднем плане — вовлечены в свои личные проблемы и тайны. Врубель предлагает их разгадать самому зрителю.
«Катанья. Сицилия»: редкий пейзаж
Во время поездки по Средиземноморью Врубель создал около двух десятков этюдов в нехарактерном для него жанре пейзажа. На одном из них художник изображает городок-порт Катанья в Сицилии.
Даже в пейзаже с натуры видна геометричность форм, привычная для Врубеля. Мозаичными, фактурными мазками вылеплены формы кораблей с оснасткой, горы и небо.
Колорит работы тоже особенный: здесь нет привычного синего неба и моря — природа прописана в серых, белых и коричневых оттенках.
«Италия. Неаполитанская ночь»: природа в искусстве
Итальянские мотивы сплетались в творчестве Михаила Врубеля с другой его страстью — театром. Так, он создал эскиз для занавеса Русской частной оперы Саввы Мамонтова в Москве. Врубель написал его быстро, на обратной стороне другого, попавшегося под руку наброска.
На акварели изображен ночной итальянский пейзаж с видом на море. В центре — певец-трубадур эпохи Возрождения, вокруг него — недорисованные фигуры, почти призраки. Вместо софитов светит луна, а взамен декораций — синие пейзажи Неаполя. Здесь воссоединяется искусство и природа: на этой сцене все становится возможным.
Для справки:
Познакомиться подробнее с этими и другими работами Михаила Врубеля можно в Государственной Третьяковской галерее, давним партнером которой выступает банк ВТБ.