Если человеку задать вопрос, что ему известно о старинных сказаниях, записанных исследователями на территории Карелии, то большинство ответит, что речь идёт о карело-финских рунах, часть которых вошла в эпос «Калевала», изданный в XIX веке Элиасом Ленротом. Но такой ответ будет не до конца точным. Ведь Карелия стала местом, где в XIX столетии ещё сохранялось большое количество древнерусских былин. Причём в других частях Российской Империи они были к тому времени по большей части забыты. Именно в Карелии былины были записаны, а затем опубликованы в Москве и Петрозаводске.
А началось с того, что в марте 1859 года в ссылку в Петрозаводск прибыл Павел Николаевич Рыбников, молодой историк и филолог, недавний выпускник Московского университета. В столицу Олонецкой губернии (как тогда называли Карелию) Рыбников попал в наказание за участие в деятельности кружка «вертепников», члены которого придерживались социалистических и утопических взглядов.
В Петрозаводске Рыбников был определён в штат Олонецкой губернской канцелярии, а позже был назначен советником Олонецкого Губернского Правления. По служебным делам Рыбникову приходилось совершать поездки в Заонежье, в Пудожский уезд, где он общался с русскими крестьянами, жившими в этих отдаленных районах тогдашней Карелии. Ещё в Петрозаводске любознательный ссыльный узнал от местных старожилов, что в Олонецкой губернии среди крестьян известны старинные сказания. А первый раз былину в исполнении олонецкого крестьянина Рыбников услышал при необычных обстоятельствах.
В мае 1860 года он получил задание добраться до Пудожского берега и провести там статистическое исследование. С этой целью он нанял лодку с крестьянами-гребцами и отправился в путь по Онежскому озеру. Из-за сильного ветра пришлось сделать остановку на пустынном острове, где уже укрылось от непогоды много лодок. Пережидая ненастье, Рыбников услышал, как один из крестьян, седовласый старик начал петь, и этой песней оказалась былина о купце Садко. После общения с исполнителем (его звали Леонтий Богданов) и другими крестьянами Рыбников понял, что в деревнях Заонежья среди крестьян сохранился целый пласт древнерусской песенной традиции. С того времени Рыбников свою служебную деятельность совмещал с исследованиями ученого-фольклориста.
Итогом многолетних путешествий по Заонежью стал выход в течение 1861-1867 годов четырехтомного издания «Песни собранные П. Н. Рыбниковым», куда вошли собранные им былины, старины, побывальщины и песни.
Широкому кругу читателей стали известны певцы-исполнители из Заонежья: Леонтий Богданов, Козьма Романов, Трофим Рябинин и другие. Ну а нахождение древнерусских былин в Заонежье стало настоящей сенсацией. Ведь до этого русской этнографии были известны только сказания, собранные на Урале в XVIII веке и вошедшие в сборник Кирши Данилова.
Исследования Рыбникова в Заонежье были продолжены российским фольклористом Александром Федоровичем Гильфердингом, а позже и другими исследователями, в том числе в советское время.
Как же получилось, что забытые во многих местах страны древнерусские песенные традиции, сохранялись в Карелии, крае, где издавна проживали финно-угорские племена? Дело в том, что ещё в средневековье в Заонежье стали переселяться древние новгородцы. Ведь земли Карелии в те далекие времена вошли в состав Новгородской республики. Процесс освоения этих земель русскими крестьянами продолжался и впоследствии, когда данная территория входила в состав Московского царства, а затем Российской Империи. Изначально переселенцы-славяне оказывались в окружении финно-угорских народов: карелов, веси. Чтобы не раствориться в этом "финно-угорском море" новые жители Карелии и вообще Русского Севера тщательно оберегали свои традиции, в том числе песенные, передавая их из поколения в поколение, сохранив до XIX столетия.
С XVII века Заонежье стало одним из мест, куда после церковного Раскола приезжали староверы, которые так же стали хранителями древних традиций. В XX веке и в этих отдаленных краях старинная народная культура стала уходить в прошлое, неумолимо наступала новая эпоха. Но к тому времени многое из древнерусского фольклора было записано и опубликовано исследователями, среди которых на особом месте находится Павел Николаевич Рыбников.
Исследователь былин, отбыв ссылку, уехал из Олонецкой губернии в 1867 году вместе с супругой, на которой он женился в Петрозаводске. В дальнейшем Павел Николаевич занимал должность вице-губернатора польского города Калиш, где и скончался в 1885 году в возрасте 53 лет.
А что же в наши дни? Могут ли туристы посетить места, где записывал былины Рыбников? Все маршруты неутомимого исследователя по Карелии и Архангельской области, конечно, проехать непросто. Но есть один доступный и очень интересный способ оказаться в былинной стороне. Это водное путешествие в период навигации из Петрозаводска в Музей-заповедник Кижи, на остров Кижи, недалеко от которого издавна располагались русские деревни Заонежья. Именно там в деревнях Кижской волости среди онежских шхер Рыбников встретил наиболее талантливых сказителей. Двое из них Трофим Рябинин и Василий Щеголенок похоронены на кладбище Кижского погоста.
Все же удивительный край Карелия! Земля сквозь дымку истории которой можно увидеть и языческие капища, и православные храмы, а шум ветра может донести и звучание кантеле рунопевца и голос заонежского сказителя. В добрый путь, друзья!
В качестве бонуса к статье прикрепляем запись одной из заонежских былин. Былину записал сын одного из самых талантливых сказителей Трофима Григорьевича, Иван Трофимович Рябинин. Воспроизведение 1909 года. Хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. Очень рекомендуем послушать:
Эту статью подготовил гид СканТур Кирилл Черкашин.
Увидеть Кирилла можно в следующих турах:
- Тур на 1 день. Жемчужина Карелии — Рускеала
- Тур на 2 дня. 10 чудес Карелии
Поехать в тур на Кижи со СканТур:
- Тур на 2 дня. Топовые места Карелии от «Рускеала» до Кижей
- Тур на 4 дня. Гран-тур «Вся Карелия» + Валаам