На картине Богданова-Бельского изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики.
⠀
На есть в этой картине странные детали, например, контраст учителя в белой рубашке и бабочке и учеников и лаптях. Или же дорогущая изразцовая печь посередине комнаты. Откуда она в деревенской школе?
Все дело в учителе.
Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, математик, профессор МГУ.
⠀
В 1872г на волне народничества Рачинский вернулся в родное село Татево. И создал там бесплатную школу с общежитием для крестьянских детей.
Народничество- идеология, появившаяся в 60е годы XIX века. Ее главной идеей было сближение интеллигенции с народом в поисках своих корней и самобытной культуры. Иными словами, среди интеллигенции было модно уезжать в деревни и учить чему-то крестьян.
⠀
Школа была "одноклассной". Те дети трех лет обучались в одном классе. Это было достаточно хитрое дело: пока дети одного года обучения делали какое–нибудь письменное упражнение, дети второго года отвечали у доски, дети третьего года читали учебник и т.п., и учитель попеременно уделял внимание каждой группе.
Особое внимание Рачинский уделял устному счету. Он полагал, что этот навык- наиболее важный для крестьянских детей. Своеобразен был и его подход к русскому языку- он обучал бегло читать и писать, совершенно не уделяя внимания грамматике.
Картина посвящена эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках.
⠀
Задание учеников- решить дробь в уме.
Первый решивший сообщает ответ учителю на ухо, шепотом, чтобы другие не потеряли интерес. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить...