На картинке вы видите характерный пример инфоцыганства в науке. Нормальный человек думает, что для публикации в научном журнале ему надо придумать интересную гипотезу, поучаствовать в исследовании и написании статьи (если работа делается в коллективе), поработать, узнать что-то новое и поделиться с миром.
Коррупционер от науки думает, что ему надо поставить лайк под постом и выиграть в лотерею... Или заплатить другим людям, которые напишут за него фейковую работу.
Печалит, что на такого рода услуги есть достаточно большой спрос в РФ. Это целая индустрия по созданию псевдоэкспертов.
И скоро жизнь этой коррупционной индустрии станет еще легче. Планка опускается все ниже и ниже. На днях «Ведомости» попросили меня дать комментарий по поводу решения отменить требование к научным сотрудникам публиковаться в международных научных журналах. Вот мое мнение.
Наука не знает государственных границ
Законы физики, химии и биологии не зависят от того живёте вы в России, Китае или Франции. Заниматься серьёзной современной наукой можно только внутри системы мирового научного сообщества. Так сложилось, что язык этого сообщества — английский, и именно на этом языке издаются топовые научные журналы, за публикациями в которых следят ведущие эксперты, будь они российскими, китайскими или японскими учёными. В наилучших англоязычных изданиях существует компетентное рецензирование и конкуренция: не так просто опубликовать работы, не имеющие научной ценности или с очевидными дефектами в постановке экспериментов. Хотя и здесь бывают проколы.
Есть и процедура «отзыва» уже опубликованных некачественных работ. Чего нельзя сказать об огромном массиве «мусорных изданий», в которых можно опубликовать (часто за деньги) хоть работу уровня посредственного школьного сочинения.
Раньше российских учёных стимулировали публиковаться в приличных научных журналах (наличие журнала в базах данных Web of science или Scopus — это прямо минимальный фильтр приличности, хотя даже там есть мусорные издания), поэтому коллективы, занимающиеся наукой мирового уровня, получали преимущество и могли расширяться и развиваться, лучше платить студентам и аспирантам, привлекать свежие мозги и качественно их обучать.
Теперь выгодней будет делать халтуру. Разумеется, это не лишит людей, которые работают из искренней любознательности и научного интереса, возможности продолжить свою деятельность и продолжить нормально публиковаться, но финансирование науки будет неизбежно перераспределено не в пользу ведущих научных коллективов, а в пользу авторов большого количества имеющих мало смысла трудов.
Увы, это означает крайне печальные перспективы для российской науки и продолжение уже существовавшего ранее тренда: роста числа мусорных журналов, а также плагиата и даже откровенной лженауки в отечественной научной периодике.
Наука — это область, где «импортозамещение» в принципе невозможно. Это справедливо не только для России, но и для любой страны. Либо мировая наука, либо никакая.
В своем блоге я делюсь различными научными выводами, доказательствами и примерами интересных биотехнологических и биоинженерных исследований.
Подписывайтесь на канал.