Найти в Дзене
Заметки Моргора

О Белом и Чёрном богах: Чернобог

Как и в случае с Белобогом, примерять образ Чернобога на весь славянский мир разом считаю затеей не самой лучшей и необоснованной, поскольку Чернобог – божество западнославянское, а не общеславянское.

Первый по хронологии известный нам источник, прямо упоминающий о Чернобоге – это «Славянская хроника» (в оригинале «Chronica Slavorum») немецкого хрониста Гельмольда из Босау (XII век):

Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своём языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть чёрным богом.
Иллюстрация Виктора Королькова
Иллюстрация Виктора Королькова

Есть ещё более раннее письменное свидетельство (X века) о святилище некого боге на чёрной горе. Некоторые авторы (например, Дмитрий Гаврилов, Алексей Наговицын, Дмитрий Дудко) видят в этом божестве Чернобога. Принадлежит упомянутое свидетельство арабскому историку, географу и путешественнику Аль-Масуди, вот что в нём говорится:

… в нём [здании на чёрной горе] они [славяне] имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьёв, а под левой – пречёрных воронов, чёрных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев [т.е. абиссинцев].
Иллюстрация Рогдая Росомахи
Иллюстрация Рогдая Росомахи

О почитании ваграми (западнославянским племенем) медного идола «Сатурна» упоминает и Видукинд Корвейский – саксонский хронист X века.

Сага о Кнютлингах (написана около 1260 года исландским скальдом Олафом Тордарсоном, повествует о событиях, происходящих с IX по XII век) упоминает некого бога Черноглава, которого некоторые ассоциируют опять-таки с Чернобогом (нижеописанное относится к 1168 году):

[Датский король Вольдемар в Коренице] приказал сокрушить трёх идолов, которые именовались Рунвит, Турупит и Пурувит. Эти идолы такие чудеса творили: если кто желал сойтись с женщиной в городе, то они сцеплялись, будто псы, и не прежде разъединялись, чем покидали город. <…> Там захватили у идолов много денег, золото и серебро, шёлк, и хлопок, и пурпур, шлемы и мечи, кольчуги и всякого рода оружие. Пятый идол звался Пизамар. Он был в Асунде [Ясмунде], так именовался город. Этот [идол] также был сожжён. [Другой бог] назывался Черноглав (Tiarnoglofi), это был их бог победы, который ходил с ними в походы; имел серебряные усы. Он дольше всех сохранялся; только на третий год после этого его захватили.

Как по мне, серебряные усы, соотнесение божества с победой и военными походами указывает на то, что Черноглав на самом деле – это Перун.

Иллюстрация Станислава Якубовского
Иллюстрация Станислава Якубовского

Как злое божество Чернобога описывают «Миснейская хроника» Петра Альбина (1590 год) и «История Каменской епархии» (XVII век).

В «Миснейской хронике» говорится:

Славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда.

В «Истории Каменской епархии»:

Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли.

Упоминание о Чёрном боге содержится в оригинальной версии национального гимна лужицких сербов «Прекрасная Лужица» («Rjana Łužica» на верхнелужицком, «Rědna Łužyca» – на нижнелужицком), написанной Гандрием Зейлером в XIX веке:

Битвы горячие,
скованные из железа,
воспевались нашими предками
в их военных песнях.
Кто теперь споёт нам ваши песни?
Бога чёрного
из древнего царства,
ставшего обиталищем ворона,
старый алтарь стал просто камнем,
поросшим зелёным мхом.
Иллюстрация Herr Sturm
Иллюстрация Herr Sturm

Список использованной литературы

  • Альбин Пётр. Минейская хроника
  • Гаврилов Д. А., Наговицын А. Е. Языческие боги славян
  • Гельмольд. Славянская хроника
  • Дудко Д. М. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон
  • Зейлер Гандрий. Прекрасная Лужица
  • Олаф Тордарсон. Сага о Кнютлингах
  • История Каменской епархии