Как и в случае с Белобогом, примерять образ Чернобога на весь славянский мир разом считаю затеей не самой лучшей и необоснованной, поскольку Чернобог – божество западнославянское, а не общеславянское.
Первый по хронологии известный нам источник, прямо упоминающий о Чернобоге – это «Славянская хроника» (в оригинале «Chronica Slavorum») немецкого хрониста Гельмольда из Босау (XII век):
Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своём языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть чёрным богом.
Есть ещё более раннее письменное свидетельство (X века) о святилище некого боге на чёрной горе. Некоторые авторы (например, Дмитрий Гаврилов, Алексей Наговицын, Дмитрий Дудко) видят в этом божестве Чернобога. Принадлежит упомянутое свидетельство арабскому историку, географу и путешественнику Аль-Масуди, вот что в нём говорится:
… в нём [здании на чёрной горе] они [славяне] имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьёв, а под левой – пречёрных воронов, чёрных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев [т.е. абиссинцев].
О почитании ваграми (западнославянским племенем) медного идола «Сатурна» упоминает и Видукинд Корвейский – саксонский хронист X века.
Сага о Кнютлингах (написана около 1260 года исландским скальдом Олафом Тордарсоном, повествует о событиях, происходящих с IX по XII век) упоминает некого бога Черноглава, которого некоторые ассоциируют опять-таки с Чернобогом (нижеописанное относится к 1168 году):
[Датский король Вольдемар в Коренице] приказал сокрушить трёх идолов, которые именовались Рунвит, Турупит и Пурувит. Эти идолы такие чудеса творили: если кто желал сойтись с женщиной в городе, то они сцеплялись, будто псы, и не прежде разъединялись, чем покидали город. <…> Там захватили у идолов много денег, золото и серебро, шёлк, и хлопок, и пурпур, шлемы и мечи, кольчуги и всякого рода оружие. Пятый идол звался Пизамар. Он был в Асунде [Ясмунде], так именовался город. Этот [идол] также был сожжён. [Другой бог] назывался Черноглав (Tiarnoglofi), это был их бог победы, который ходил с ними в походы; имел серебряные усы. Он дольше всех сохранялся; только на третий год после этого его захватили.
Как по мне, серебряные усы, соотнесение божества с победой и военными походами указывает на то, что Черноглав на самом деле – это Перун.
Как злое божество Чернобога описывают «Миснейская хроника» Петра Альбина (1590 год) и «История Каменской епархии» (XVII век).
В «Миснейской хронике» говорится:
Славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда.
В «Истории Каменской епархии»:
Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли.
Упоминание о Чёрном боге содержится в оригинальной версии национального гимна лужицких сербов «Прекрасная Лужица» («Rjana Łužica» на верхнелужицком, «Rědna Łužyca» – на нижнелужицком), написанной Гандрием Зейлером в XIX веке:
Битвы горячие,
скованные из железа,
воспевались нашими предками
в их военных песнях.
Кто теперь споёт нам ваши песни?
Бога чёрного
из древнего царства,
ставшего обиталищем ворона,
старый алтарь стал просто камнем,
поросшим зелёным мхом.
Список использованной литературы
- Альбин Пётр. Минейская хроника
- Гаврилов Д. А., Наговицын А. Е. Языческие боги славян
- Гельмольд. Славянская хроника
- Дудко Д. М. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон
- Зейлер Гандрий. Прекрасная Лужица
- Олаф Тордарсон. Сага о Кнютлингах
- История Каменской епархии