Решение вопроса этногенеза осетин требует использования новых археологических материалов и их сопоставления с данными других дисциплин, в частности, лингвистики.
В. И. Абаев установил наличие в осетинском языке двух линий преемственности — от древне-иранского, и кавказского языков, что является следствием длительного периода двуязычия.
Распространение массового двуязычия и в результате победа нового языка предполагает в данном случае существование политического господства пришлого ираноязычного населения (В. П. Алексеев, Ю. В. Бромлей).
В. И. Абаев доказал, что иранизация населения Центрального Кавказа совершалась двумя этапами, из которых ранний привел к образованию дигорского, а поздний — иронского диалектов осетинского языка.
С приходом каких конкретно групп ираноязычного населения можно связать эти этапы? Существует несколько точек зрения (Е. И. Крупнов, В. А. Кузнецов, Ю. С. Гаглойты), высказанных по этому поводу еще в 1960-х годах — до накопления новых археологических материалов, что позволяет вновь вернуться к этому вопросу.
В настоящее время можно говорить о трех волнах ираноязычных племен на Северном Кавказе: 1)скифы 2)сираки и 3)аланы.
1) Скифы
Яркие памятники скифов известны на Кубани и в Центральном Предкавказье (Ставропольская возвышенность). Влияние скифской культуры наиболее прослеживается в Центральном Предкавказье.
Длительное пребывание здесь скифов способствовало сложению в более южных районах (современная Кабардино-Балкария) смешанных групп населения (Нартан).
После ухода основной массы скифов в конце V в. до н. э. какая-то их часть продолжала обитать в Центральном Предкавказье, что подтверждается некоторыми материалами IV—II вв. до н. э. (Казинский клад, Кулары, Комарово), а также тем фактом, что в материалах грунтовых могильников сарматского времени, распространившихся на территории Кабарды со II в. до н. э., прослеживается целый ряд черт, характерных для памятников этой территории скифского времени.
Можно говорить о том, что в состав населения, оставившего эти могильники с катакомбным обрядом погребения, вошли, кроме сарматов, и скифы или их потомки, обитавшие здесь ранее. Распространение ираноязычности у этих групп населения современной Кабардино-Балкарии можно относить к скифскому времени.
2) Сираки (Сарматы)
Вторая волна ираноязычного населения на Северном Кавказе связывается с расселением сарматов, начавшимся в IV—II вв. до н. э.
Массовый приток сарматов фиксируется в западных районax Предкавказья в III — I вв. до н. э. К рубежу III—II вв. до н. э. можно говорить о сложении здесь сиракского союза племен — «меотизированных» сарматов.
Памятники кочевых племен, известные в это время на территории Центрального Предкавказья, следует относить к периоду сиракского союза племен.
Говорить о политическом господстве сираков можно лишь применительно к населению Северо-Западного Кавказа. Поэтому связывать процесс иранизации местного населения центральных районов Северного Кавказа с этой волной сарматских племен вряд ли правомерно.
3) Аланы
Третья волна ираноязычного населения на Кавказе— аланы.
Появление здесь алан, зафиксированное письменными источниками уже в I в. н. э., существенно изменило политическую обстановку на Северном Кавказе и привело к значительным перемещениям обитавших здесь ранее племен.
Во II—III вв. в Восточном Предкавказье распространяются сарматские племена с признаками позднесарматской культуры, связываемой с аланами.
Подобных памятников нет на территории западных и центральных районов Предкавказья — присутствие там алан подтверждается значительным сокращением местного населения и перемещением его в более безопасные районы, в частности, в районы современной Чечено-Ингушетии.
Стабильное обитание алан к ceвеpу от Терека-Сулака способствовало установлению тесных контактов между ними и местным населением Затеречья (нахские племена). У последних наблюдается ускоренный процесс социального развития, происходит выделение воинской знати, в состав которой могли войти и представители кочевников алан.
Таким образом, из трех волн ираноязычных племен на Кавказе две (скифы и аланы) оказали непосредственное влияние на процесс иранизации населения центральных районов Северного Кавказа.
Ранняя из них (скифская) связана с западной частью центральных районов — с территорией нынешней Кабардино-Балкарии и Ставропольской возвышенности.
Поздняя (аланская) — с восточными, более открытыми, местностями, преимущественно районами современной восточной Осетии и Чечено-Ингушетии.
Новые археологические материалы согласуются с данными В. И Абаева о двух последовательных волнах иранизации населения центральных районов Северного Кавказа.
#история #осетия #аланы #кавказ #осетины #кабарда #балкария #ингушетия #чечня