В наше мрачное время, когда и апрель – зимний месяц, а с неба сыпется белое нечто, моментально превращающееся в кашу под ногами, так нужно что-то солнечное, светлое и внушающее надежду, такое, как замечательный мюзикл «Дорогой мистер Смит» петербургского театра «Приют комедианта», показанный на сцене Электротеатра Станиславский в рамках «Золотой Маски». Во время его просмотра совершенно не получается согнать с лица счастливую улыбку, а сердце переполняет абсолютный восторг. Может, в спектакле нет ничего новаторского, но он невероятно, бесконечно милый, добрый, светлый, от него очень хорошо.
«Мистера Смита» отличают кислотно-яркие краски, впрочем, серые его отличают тоже. Герои мюзикла будто нарисованные, будто раскрашенные фигуры в детской книжке на фоне черно-белого мира. Подобранные главной паре цвета неожиданные: это не предсказуемые синий и розовый, но фиолетовый и ярко-желтый, выбранные словно для того, чтобы быть еще ярче на фоне бесцветного задника-экрана. Бесцветность главной декорации совершенно понятна – яркие герои существуют в мире-рутине, в мире-скуке, едва ли подходящем их неординарным натурам. Общаются в «Мистере Смите» не только герои, общаются и их цвета. Так, стоит им стать чуть ближе, как в костюме как героя, так и героини появляются цвета сценического партнера, и оба становятся уже не фиолетовым и желтой, но фиолетово-желтыми. Но они отдаляются, и чужой цвет снова уходит из одежды.
Помимо того, что «Смит» является историей любви, это еще и история взросления, обретения своего «я», и, через него, обретения свободы. Для главной героини приют все равно что тюрьма, но ведь и столь желанный колледж, по крайней мере, поначалу, свободу вовсе не означает. Героиня начинает жизнь с чистого листа, сменив – выбрав себе самостоятельно – имя, но пока она тянет ту же лямку, будучи полностью покорной чужой воле и чужим правилам. Ее постепенное обретение как собственной личности, так и свободы связано не с чем иным, как с обретением знаний, и, таким образом, в «Смите» наглядно показано, что знания – это сила, это независимость. Именно благодаря знаниям Джуди получает возможность сказать «нет» тогда, когда считает нужным, и не покоряться ничьей воле, даже если раньше воля ее благотворителя – «длинноногого деды» - была для нее законом. Финал спектакля в некоторой степени закрывает сюжетную арку обретения свободы и становления личности, когда Джуди готова вернуть постепенно затраченные на нее деньги, потому что отдать невостребованные долги ради своего спокойствия – это очень взрослое и самостоятельное решение. Очень удачным поворотом выглядит стремление девушки стать попечителем приюта: дело не в любви к месту воспитания, а совсем напротив. Джуди произносит важную вещь: детьми должен двигать не долг, а любовь, и ее решение связано с желанием воплотить свой идеал в жизнь, и более ни с чем.
Постоянно сочиняемые письма в «Смите» - ключевой художественный прием, но не прием общения с другим героем, а прием коммуникации со зрителем. Письма тому, кто не отвечает, делает их написание сродни ведению дневника, то есть рассуждение, по сути, с самим собой, своеобразная рефлексия, а также поиск самостоятельных ответов на любые сложные вопросы. Впрочем, будь смысл спектакля только в самокопании, то и Джарвис был бы не нужен, а «Смит» был бы моноспектаклем и бенефисом одной лишь Юлии Дякиной. Алексею Франдетти же удалось поставить роман в письмах так, что, не взаимодействуя взаправду большую часть времени, пара героев все равно находится в постоянном общении и реакции друг на друга. Эффект бесконечной иронии, возможно, немного цирка, немного буффонады, подчеркивает вычурный грим обоих актеров. Их игра соответствует и гриму, и костюму: никакой излишней серьезности, но бьющий ключом оптимизм и невероятная трогательность. Почему-то мы сочувствуем в равной степени и Джуди, о которой мы знаем, и Джарвису, о котором мы поначалу не знаем почти ничего. Секрет прост: они оба люди, и играющие их актеры Иван Ожогин и Юлия Дякина очень достоверно, живо, вместе с тем, иронично, отыгрывают все незначительные события простенькой, в общем-то, пьесы. Удивительно, как этой паре, почти все время существующей автономно, удается создать ощущение постепенно возникающего притяжения, симпатии, химии. Знаете, ощущение от их игры в хорошем смысле напомнило то, что испытываешь, когда смотришь какой-то милый сериал-дораму, где все ждешь, когда герои будут вместе.
И, как итог – улыбка у зрителей до ушей и бесконечный позитив, счастье и вера в будущее. Казалось бы, ничего выдающегося: простенький сюжет, всего два актера, сложный для восприятия жанр, не самая запоминающаяся музыка, но цепляет! Хотя некоторый самоповтор у Алексея Франдетти очевиден (вспомним не менее яркие «розовые сопли» - «Гордость и предубеждение» в МХТ), его спектаклю это нисколько не мешает, он буквально окунает в бассейн со счастьем. Невообразимый контраст с тягомотной «Моей прекрасной леди» Музкомедии и по качеству режиссерской работы, и по качеству актерских работ.
Единственный момент, наверное, не вполне связанный с спектаклем, который стал ложкой дегтя: необходимость покинуть зал во время антракта под предлогом подготовки сцены (а на сцене ничего не изменилось). Але, для этого есть занавес вообще-то! Очень некрасиво, не знаю уж, кто виноват: Приют комедианта или театр Станиславского. Я была на спектаклях в этом здании два раза раньше, и не выгоняли никогда, хотя один был тоже привезенным спектаклем Приюта.
В общем, 2,5 часа счастья. Очень рекомендую, давно мне ничего так не нравилось безоговорочно, просто для души. Не для подумать, не для порыться в себе, а просто понаслаждаться. Очень классно.