Найти тему
Global Women Media

Искусство создавать альтернативную реальность

Оглавление

Художница Ирина Гулякина о времени и человечестве

В Москве открылась выставка «2072: ПРОГНОZ», объединившая высказывания художников и ученых о будущем. Информационное агентство Global Women Media подготовило серию интервью с авторами самых интересных проектов. Так, художница Ирина Гулякина рассказала о своем взгляде на время, возможные сценарии развития планеты, поделилась мнением о роли и задачах современного искусства.

Ирина Гулякина
художник
Ирина Гулякина художник

Ирина Гулякина – художник с интересным взглядом на мир и глубоким пониманием многих происходящих в нем процессов. Эта талантливая девушка восхищает неординарностью восприятия и умением выстраивать коммуникацию с людьми через искусство на очень тонком чувственном уровне.

В своих работах Ирина создает удивительные, мифические, тщательно проработанные альтернативные реальности, предлагая зрителям подумать о том, о чем они, вероятнее всего, никогда не задумывались раньше.

-3

– Ирина, с чего начался Ваш путь в современном искусстве?

– Мой путь, как и у многих современных художников, оказался достаточно непрямолинейным. Изначально он не был связан ни с художественной школой, ни с творческим вузом. Свое первое образование я получила в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана, где училась по инженерной специальности. Позже я стала работать программистом, но очень скоро поняла, что хочу чего-то совершенно другого. Так постепенно мой путь сместился в сторону web-дизайна, а затем – просто дизайна. Можно сказать, что от программирования я перешла к продуцированию визуальных образов.

Когда я осознала, что мне нравится заниматься творчеством, я решила получить второе образование – на этот раз в художественной области. Четыре года я проучилась в Британской высшей школе искусства и дизайна по специальности «Графический дизайн, визуальные коммуникации».

Тем не менее мой профессиональный путь в современном искусстве в качестве художника начался чуть позже, в 2015 г. Отправной точкой стало увольнение. Я ушла с должности арт-директора в сетевом рекламном агентстве и пустилась в свободное плавание.

В какой-то момент я поняла, что вышла на новый уровень ощущения мира. Мне стало неинтересно мыслить в русле того, как и кому продать тот или иной продукт. Душа требовала чего-то большего.

После увольнения я стала писать и продавать картины. Это доставляло мне действительно большое удовольствие. Позже я открыла детскую художественную школу, разработала собственную образовательную методику. Вместе с детьми мы не только учились рисовать, но и исследовали окружающий мир с помощью творчества. Школа просуществовала порядка полутора лет.

Мне нравилось то, чем я занимаюсь. Однако я всегда была тем человеком, который уходит в дело с головой. И со временем мне стало ясно, что я должна сделать выбор: либо развитие школы, либо собственное художественное развитие. Этот внутренний конфликт разрешился в пользу искусства. Я сделала осознанный выбор стать серьезным художником, углубленным в то, что я делаю.

В 2018 г. я поступила в Высшую школу «Среда обучения», где на тот момент только открылся набор на факультет современного искусства. Это позволило развить практические художественные навыки и дополнить их мощной теоретической базой. Это было мое третье образование, которое прочно укоренило меня в сфере искусства.

-4

– Какие темы Вы затрагиваете в своем творчестве? Почему они для Вас важны?

– Основная тема в моем творчестве связана с телом человека. И так как ближе всего ко мне находится, конечно, мое собственное тело, я много внимания уделяю перформативным практикам. Мне интересно исследовать процесс коммуникации со зрителем через движение и в целом процесс нахождения тела в пространстве.

Через тело и телесность я углубляюсь во многие другие темы, в том числе в социальные и политические. Особенно мне нравится рассуждать в своем творчестве о вопросах, связанных с памятью, временем, будущим.

-5

– На выставке «2072: ПРОГНОZ» Вы представили очень интересную и необычную работу о будущем. Какие смыслы Вы в нее закладывали?

– Концепция проекта – своего рода миф, в моем понимании, идеального будущего. Суть заключалась в том, что через какое-то время люди, если их так можно будет назвать, перестанут употреблять в пищу любые другие живые организмы, будь то животные или растения. Их питательным источником станет энергия света, излучаемая солнцем.

Своими руками я сделала артефакты, которые якобы принадлежат людям будущего, но неизвестным образом попали в наше время. Это дневники автотрофного человека, а точнее, пьеса, герои которой рассуждают об археологическом объекте, найденном в будущем. Люди, живущие в будущем, нашли книгу «О вкусной и здоровой пище» 1939 г. Для них многие выражения казались непонятными, они, например, даже представить себе не могли, что значит «нашинковать лук», ведь в их понимании любой плод является живым существом, способным дышать, жить и развиваться.

«Дневники автотрофного человека» – проект, который позволил соединить в одной точке настоящее, прошлое и будущее.

Проект выполнен на растительных компонентах, что тоже очень символично. Бумагу, на которой написан текст, я сделала сама из переработанных растений, залитых смолой. Если вдуматься, то здесь тоже можно найти отсылку к теме времени и схожести жизненных циклов живых организмов. Заключенная в смоляную «капсулу» и прошедшая, согласно мифу, через многие годы трава напоминает погребенный прах умершего человека.

Бумага с текстом подсвечивается ультрафиолетовыми лучами. Как известно, именно этот свет способствует фотосинтезу. Это лишь часть образов и отсылок. Думаю, чем дольше зритель будет вглядываться в инсталляцию, тем больше взаимосвязей и поводов для размышления он найдет.

Мне хотелось создать миф со множеством интересных деталей, сделать его максимально правдоподобным.

В то же время я не стала готовить для проекта подробное описание с разъяснением всех деталей. Мне хотелось, чтобы зрители смогли погрузиться в этот миф на чувственном уровне.

Это очень многослойный проект, который я готовила на протяжении двух лет. Всё началось с моей дипломной работы в Высшей школе «Среда обучения». На защите я представила эскиз инсталляции, а со временем проект становился всё более тонко продуманным, глубоким и детализированным.

-6

– Этот проект тоже связан с телесностью?

– Да, это миф, представляющий собой некий вариант возможного или альтернативного будущего для человечества. И прежде всего я осмысляю человечество через телесность. На мой взгляд, мы не можем изменить общество, устройство мира, не изменив что-то конкретно в себе, в своем уме и теле.

Сейчас мы находимся на этапе позднего капитализма. Его еще называют когнитивным или креативным капитализмом. Многие люди отчуждены от собственного труда – не всегда понимают, что и для чего они делают. Всем правят потребности и желания.

Мне кажется, переходы на другие уровни устройства общества возможны только вместе с переходом на другие уровни сознания человека, осознанности.

Автотрофность – свойство некоторых живых организмов производить внутри себя все необходимые для жизни вещества, то есть жить без причинения вреда окружающему миру. Например, автотрофными организмами являются растения. Они добывают себе питание из солнечных лучей путем фотосинтеза. И их устройство существования в мире кардинально отличается от устройства существования людей.

Мысль об этом вдохновила меня порассуждать, как бы мы жили, если бы тоже были автотрофными. Ведь именно голод, постоянная потребность к потреблению – то, что заставляет людей вести разрушительную деятельность. Это то, что изначально заложено в нашем теле.

Кроме того, организм человека устроен иерархично. У нас есть мозг, который управляет телом, есть органы, необходимые для жизни, и «второстепенные» части тела, жить с которыми комфортно, но их утрата не приведет к смерти. И здесь тоже можно провести аналогию с социумом. Современное общество тоже иерархично, оно будто бы отражает ту структуру телесности, которая существует у человека как у вида.

-7

– Будущее, время – одни из ключевых тем Вашего творчества. Чем они Вас увлекают? Почему для Вас как для художника важно говорить об этом?

– Недавно я слушала подкаст Ивана Стрельцова и Ольги Беловой, который называется «Не текст». Их последний выпуск как раз касался темы времени и будущего. Они обсуждали и проект современного художника Арсения Жиляева, которого тоже очень интересуют подобные вопросы.

Я слушала подкаст с большим интересом, потому что мне сейчас очень близко понятие «новое настоящее», в котором сталкиваются будущее, прошлое и нынешнее.

У меня в разработке сейчас несколько проектов, каждый из которых так или иначе представляет собой некую точку сборки времени.

В целом если говорить о будущем и настоящем, то, на мой взгляд, в современном потоке информации, при нынешнем устройстве жизни люди буквально оказались захвачены в плен обязанностью постоянно думать о будущем, что-то планировать и при этом оглядываться на прошлое.

Как художнице мне бы хотелось в противовес такой довлеющей структуре жизни предложить альтернативу – то самое «новое настоящее», которое, с одной стороны, позволяет человеку оторваться от прошлого и будущего, не смотреть вперед или назад, а с другой стороны – не застрять «в моменте». Поэтому в своих проектах я стремлюсь изобразить «петлю времени», позволяющую зрителю одновременно ощутить разные времена.

Например, сейчас я активно работаю над проектом «Before and After Chernobyl». Он связан с мифологией будущего, «пересборкой» настоящего и с моей личной историей, так как моя семья – переселенцы из зоны чернобыльского заражения.

Многие эксперты из разных областей науки сходятся во мнении, что время – это не линия «от прошлого к будущему», а точка соединения всех времен.

Еще мне очень близка позиция австрийского философа и теоретика искусства Армена Аванесяна. В одной из своих работ он говорит о том, что сегодня мы живем во времени, когда вещи, которые не являются правдой, становятся ею. Мы постоянно имеем дело с миром правдивых фикций, где даже фейк может превратиться в реальность.

По сути, мы уже не можем быть уверены не только в прошлом или будущем, но и в настоящем. Становится практически невозможно понять, какие новости из медиапространства являются правдой, а какие ложью. Однако так ли это важно? Мы живем в условиях огромного информационного потока, и любая информация независимо от ее правдивости представляет собой нашу информационную реальность, на которую мы так или иначе реагируем.

Поэтому мне как художнице хочется внести свой вклад в формирование той самой информационной реальности. Ведь она может состоять в том числе из мифов, художественных образов, переплетающихся историй, создающих ощущение «нового настоящего».

-8

– Другими словами, Вы хотите привнести в мир больше позитива с помощью искусства?

– Конечно, мне хочется мыслить позитивно. Что касается темы будущего, то мне очень понравилось, что на выставке «2072: ПРОГНОZ» было представлено много позитивных сценариев развития событий, не связанных с апокалипсисами, восстаниями машин или другими вызовами, о которых так часто снимают фильмы и пишут книги.

В то же время мне кажется, что задача искусства заключается не в том, чтобы дать позитивную или негативную оценку тем или иным событиям, а в том, чтобы позволить людям посмотреть на мир с непривычной стороны.

Для меня творчество – это процесс, в котором я наблюдаю, рассуждаю и выражаю мысли в образах и предлагаю зрителям вместе со мной пофантазировать или задуматься о чем-то.

– Что Вы считаете самым интересным в современном искусстве?

– Вопрос достаточно сложный, потому что сейчас искусство – это вся моя жизнь. Что в ней интересного? Мне интересно в ней абсолютно всё. И прежде всего – смыслы.

Мне нравится, что современное искусство яркостью своих форматов способно «выдернуть» зрителя из его налаженной рутины, бытовой повседневности. Это как раз то, о чем я говорила ранее: искусство позволяет художнику задать вопрос аудитории, натолкнуть на те мысли, которые раньше могли не приходить в голову.

В поле искусства мы всё делаем для зрителя, чтобы человек заметил, заинтересовался, уделил внимание произведению, а главное – задумался.

Способно ли искусство изменить мир? Не знаю. Однако я совершенно уверена, что оно двигает человечество вперед, помогает восполнять некие пробелы в сознании или, наоборот, предлагать альтернативные варианты уже укоренившимся убеждениям.

-9

– Какие тренды Вы замечаете в современном искусстве?

– Трендов в современном искусстве, конечно, много. Один из самых интересных, на мой взгляд, связан с производством бессмысленных проектов и арт-объектов. И я говорю об этом без негативной оценки. Напротив, мне нравится этот тренд.

Современный мир переполнен информацией, противоречивыми фактами, фейками, смыслами, нужным и ненужным контентом. От этого люди чувствуют себя потерянными, истощенными и часто – раздраженными. Я думаю, что именно художники, так или иначе принимающие участие в формировании информационной среды, могут помочь зрителю расслабиться, позволив ему на время перестать обрабатывать бесконечный поток информации.

Современное искусство бывает очень разным. Одни произведения имеют глубинные смыслы, другие не имеют смысла вовсе. Тем не менее отсутствие смысла – это тоже концепция.

Я бы сравнила это с дадаизмом – направлением в искусстве, возникшем в XX в. как протест против рациональности. Когда многие страны были включены в беспощадную Первую мировую войну, человечеству было сложно осмыслить тот факт, что одни люди убивают других людей, используя для этого слишком жестокие, беспощадные способы.

Художники-дадаисты отвергали рациональность и создавали максимально абсурдные произведения. Это тоже была своего рода альтернатива реальному информационному пространству. Искусство создавало поле, попав в которое, человек мог ни о чем не думать, отпускать мысли и просто дурачиться. Оказалось, что иногда это бывает очень даже полезно.

– Очень интересно, что Вы сочетаете в себе сразу несколько граней: Вы инженер и художник. И в целом сейчас всё больше людей из разных сфер деятельности погружаются в современное искусство. Замечали ли Вы такую тенденцию?

– Эта тема очень откликается в моей душе, потому что я тоже думаю, что искусство как отдельное, обособленное понятие постепенно исчезает. Оно проникает во все сферы жизни общества.

Цифровизация, новые технологии подарили много возможностей и, я бы сказала, повлияли на развитие определенной творческой культуры.

Даже если посмотреть на современную молодежь, то можно заметить, насколько она творческая и неординарная. Уже с подросткового возраста дети учатся создавать красивые фотографии, снимать и монтировать видео, накладывать на изображение музыку, они составляют эстетичные ленты в социальных сетях, пишут посты – всё это тоже искусство. С помощью новых технологий, интернет-трендов люди, сами того порой не осознавая, естественным образом погружаются в творчество, интуитивно развивают свои знания и навыки в области сочетания цветов, построения композиции и многого другого.

Мне еще очень близка философия русского космизма. Родоначальник этого направления Николай Фёдоров говорил о том, что сама жизнь человека сливается с искусством. Думаю, именно поэтому сейчас открывается так много арт-школ, галерей современного искусства, художественных вузов и даже творческих факультетов на базе технических учебных заведений.

Наука и искусство становятся всё ближе друг к другу, сливаясь практически воедино. И этот синтез со временем становится всё более интересным.

На мой взгляд, ученые, инженеры, исследователи не так сильно отличаются от художников в глобальном смысле. Например, основоположник современной космонавтики Константин Циолковский писал о том, что все разработки начинаются с полета фантазии. В музее, названном его именем, наряду элементами экипировки космонавтов, макетами космических станций, можно встретить интересные тексты – забавные истории о путешествии атома и небольшие рассказы ученого.

Наука – это тоже творчество. Невозможно открыть или изобрести что-то новое, исследовать мир, следуя лишь шаблонам и формулам. Необходимы игра, неординарный подход, легкость и открытость мысли.

-10

– Что бы Вы пожелали людям всего мира?

– Я бы хотела пожелать каждому человеку найти свою страсть – дело, которое будет заряжать энергией и вдохновением. Порой найти свой путь бывает нелегко, но это того стоит. Мне кажется, если бы каждый человек по жизни занимался тем, что он искренне любит, то человечество бы точно стало автотрофным видом.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media