Найти в Дзене
Global Women Media

«Наука – это техническое творчество»

Оглавление

Взгляд молодого ученого международного уровня Юлии Рузанкиной

В рамках сотрудничества с проектом «Женщины в науке» информационное агентство Global Women Media продолжает публикацию интервью с учеными из разных сфер. В этот раз уникальным опытом и взглядом на профессию поделилась Юлия Рузанкина – молодой ученый, победитель более чем 10 грантовых программ и конкурсов.

Юлия Рузанкина
Ph.D. student of the International Doctoral Program in Science (KU Leuven, Бельгия) и Universitia Cattolica del Sarco Cuore (Италия)
Юлия Рузанкина Ph.D. student of the International Doctoral Program in Science (KU Leuven, Бельгия) и Universitia Cattolica del Sarco Cuore (Италия)

Проект «Женщины в науке» – ответвление большого проекта «Бизнес и наука: эффективная коммуникация», реализуемого на базе национального отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» («WiN Russia») в России. Глава отделения Евгения Еньшина регулярно проводит встречи с интересными экспертами из разных направлений, обсуждая с ними профессиональные вопросы и актуальные темы из сферы науки и образования. Одно из таких интервью журналист взяла у Юлии Рузанкиной – молодого талантливого ученого, вдохновляющего своей любовью к выбранному делу.

Сегодня в рамках крупного международного проекта Юлия Рузанкина работает между тремя странами – Бельгией, Италией и США. Эксперт готовится к защите докторской диссертации по физике и занимается развитием науки в области оптической микроскопии, делая акцент на исследовании вирусов.

В рамках интервью Юлия рассказала, на реализацию каких проектов она сегодня направляет свои силы, поделилась сравнительным взглядом на науку и образование в России и других странах.

– Юля, что для тебя значит наука?

– Мой блог в Instagram называется «Наука как искусство». И это, пожалуй, лучше всего отображает мое отношение к этой сфере. Для меня наука представляется как техническое творчество.

Думаю, у каждого человека в процессе жизни складывается определенная философия, которую он пытается – осознанно или неосознанно – донести до окружающих близкими ему способами. Например, художники делают это через свои картины. Казимир Малевич воспринимал мир как геометрию, Сальвадор Дали был впечатлен квантовой физикой. Это нашло отражение в их работах.

Ученые, на мой взгляд, транслируют свою философию через свои произведения – открытия, изобретения, научные находки. Ученые создают технологии, разного рода приборы, которые помогают в решении важных задач и делают жизнь людей лучше.

– С чего начался твой путь в науке?

– В детстве я даже не думала о своем пути в науке. Я училась в языковом классе, ходила на занятия в художественную школу. Когда в старших классах речь зашла о выборе профессии, мне хотелось, с одной стороны, попробовать себя в какой-то серьезной, перспективной сфере, а с другой – заниматься чем-то немонотонным и неоднообразным.

Я подумала, что техническая специальность – это то, что позволило бы объединить творчество и науку. Так я попала в мир лазерных технологий.

Во время учебы в университете я постепенно «влилась» в научную среду. И хотя я никогда не задумывалась о переезде за границу, когда мне предложили поработать над международным проектом в Европе, я сразу же согласилась. Мне было интересно испытать свои силы, посмотреть, как развивается наука в других странах, а главное – познакомиться с людьми других культур. Это всегда очень захватывает, расширяет кругозор и способствует росту.

– Как в Европе и США относятся к российским ученым?

– Я не сталкивалась с ситуациями, когда акцент делался бы на национальности ученого. В основном внимание уделяется его опыту, навыкам и знаниям. Хотя я заметила, что порой у нас с западными учеными – в силу различий в образовании и нашем бэкграунде – могли разниться взгляды на те или иные вещи в работе. Однако это никогда не становилось причиной столкновений и споров.

Напротив, разность наших взглядов позволяла дополнять работу друг друга, расширяла понимание ситуации.

В целом я бы сказала, что в мировом сообществе очень хорошо и уважительно относятся к российским ученым. Еще с советских времен наша страна славилась учеными. Российских специалистов ценят, часто приглашают на стажировки и работу за границу. Например, наши программисты считаются лучшими в мире.

– Много работая за границей, какие изменения со стороны ты замечаешь в российской науке?

– На мой взгляд, российская наука сейчас претерпевает большую трансформацию, «перестройку». Это началось, по моим ощущениям, порядка трех лет назад, когда я переезжала в Европу. Сегодня Россия, как и многие страны мира, движется в сторону глобализации во многих сферах, в том числе и в науке.

Еще один важный тренд связан с изменением моделей образования. Например, я могу судить об этом по своему университету. Современная программа делает акцент на более глубоких, фундаментальных знаниях, подкрепленных мощным прикладным аспектом.

Отдельно хотела бы отметить, как меняются студенты. Сегодня они в своем большинстве выглядят более замотивированными, чем те, кто поступал в вузы несколько лет назад. Меня радует, что молодых людей, делающих осознанный выбор будущей профессии, стало гораздо больше.

Многие молодые люди сегодня приходят не просто «за дипломом», а чтобы получить знания и сделать что-то полезное для мира.

Кроме того, в технических вузах и в науке появляется всё больше девушек. Когда я поступала в университет, в нашей группе «женская часть» составляла 15%, и это уже считалось достаточно высоким показателем. Сегодня соотношение близится к равной отметке «50 на 50». Это здорово, потому что среди девушек много талантливых ученых.

– Наука – это командная или индивидуальная работа?

– Мне кажется, эпоха «одиночных» открытий себя изжила. Во-первых, объемы информации в современном мире настолько велики, что один человек просто не в силах справиться с информационным потоком, который мы получаем в процессе экспериментальной работы. Во-вторых, практически все исследования имеют междисциплинарный характер. И даже если человек гений, ему сложно углубляться сразу в несколько разных областей. Гораздо эффективнее, когда над тем или иным научным проектом работает команда из разных экспертов, каждый из которых несет ответственность за конкретные задачи.

Такая коммуникация ученых из разных областей значительно расширяет возможности науки в целом и позволяет быстрее добиваться лучших результатов.

Хорошо, когда команда состоит из теоретиков и практиков. Например, лично я отношу себя к экспериментатору. Мне очень нравится работать руками. Я лучше понимаю материал, если могу его потрогать. Если мне в голову приходит идея, то я непременно должна попробовать ее реализовать, чтобы увидеть результат.

Сейчас мы с командой занимаемся тем, что пытаемся преодолеть дифракционный барьер в оптической микроскопии. Другими словами, мы ищем способы увидеть больше, чем доступно нашим глазам. Это позволит узнать много нового, например, о вирусах и как следствие – разрабатывать более эффективные лекарства и вакцины. Это большой научный проект, в котором не обойтись без команды, состоящей из разных экспертов.

– Кто для тебя является вдохновляющим примером в науке и в жизни?

– Я родилась в Санкт-Петербурге – в городе с богатой историей. Там произошло много исторически важных событий и жило много великих людей. Одним из главных вдохновляющих примеров для меня является Екатерина II. Это правительница, которая вела серьезную просветительскую работу среди населения, особенно среди женщин. Она открыла Смольный институт благородных девиц, положив начало женскому образованию в стране. Более того, именно при ее правлении Российская академия наук стала одним из ведущих учреждений в Европе.

Екатерина II была иностранкой, но ее сердце, по всей видимости, принадлежало России. Она невероятно много сделала для страны и для развития нашей науки.

– Каким ты видишь идеальный образ современного педагога в научной сфере?

– В первую очередь это должен быть человек, который имеет большой багаж знаний, но не перестает постоянно учиться новому. Когда я читала лекции студентам в России, я думала о том, что мне обязательно нужно дать аудитории максимум актуальной, современной информации.

Наука – та сфера деятельности, которая сегодня развивается особенно быстро. И хорошим преподавателем является тот, кто стремится идти в ногу со временем.

Наука предполагает совершение открытий, однако, чтобы создать что-то новое, обязательно нужно знать и понимать всё то, что есть сейчас.

Кроме того, в моем понимании, хороший учитель должен быть для студентов не просто лектором, а наставником и помощником. Важно понимать, что подрастающее поколение специалистов – не соперники и не конкуренты, которые «наступают на пятки» старшим коллегам. Это будущие партнеры, которым рано или поздно придется продолжить тот громадный труд, который ученые вели из века в век.

И, конечно, хороший преподаватель обязательно должен любить свою работу и студентов. Только так он сможет вдохновить и заинтересовать подрастающее поколение.

Что касается меня, то мне нравится работать со студентами. Это своего рода мощный энергообмен – я не только учу их, но и учусь у них сама. В Европе я не читаю лекции, но работаю со студентами в лабораториях. Практическое взаимодействие с другим поколением, имеющим иной взгляд на те или иные вещи, тоже очень интересно.

– Западные преподавательские подходы отличаются от российских?

– У нас было много американских профессоров, и я заметила, что у них действительно несколько иной подход в подаче материала, нежели у большинства российских преподавателей. Думаю, это интересный опыт, который может быть полезен.

Три часа лекции я сидела «с открытым ртом», не замечая, как летит время. Дело в том, что занятия проходили в смешанном формате, совмещающем фундаментальную, теоретическую базу и практику. За счет постоянной смены деятельности мозг не уставал, а фокус внимания не рассеивался.

Еще я заметила такую характерную особенность у преподавателей на Западе, как умение пошутить, создать расслабленную комфортную атмосферу в аудитории. Они воспринимают студентов как друзей, а не смотрят на них свысока.

В Европе и США не только преподаватели, но и люди, например, из деловой среды являются очень открытыми, готовыми к выстраиванию коммуникации независимо от занимаемых должностей. Руководитель компании или ректор университета могут свободно вступить в диалог со студентами или стажерами, поделиться своими знаниями, дать обратную связь, ответить на вопросы. Мне очень нравится такой подход, и я счастлива, что в России он тоже начинает постепенно развиваться.

– Юля, недавно ты стала руководителем по коммуникациям проекта «Бизнес и наука» в национальном отделении WiN Russia. Какую миссию ты перед собой ставишь в этом направлении?

– Мне бы очень хотелось помогать женщинам со всего мира. Как минимум на собственном примере я могла бы показать, что наука – это не страшно, а интересно. В идеале я мечтаю стать для женщин тем самым другом-наставником, который будет открыто делиться опытом и помогать строить научную карьеру.

Думаю, сегодня нам необходимо поддерживать женщин в науке, увеличивать их вовлеченность в технологических компаниях. Я знаю талантливых девушек, которые способны многое привнести в эту сферу. Единственное, чего им не хватает, – веры в себя и в свои силы.

Моя философия заключается в том, что не существует преград, с которыми нельзя было бы справиться. Современный мир дарит нам безграничные возможности, и их нужно использовать. Эту мысль я хочу донести до женщин всего мира.

Кроме того, мне бы хотелось внести свой посильный вклад в развитие коммуникации между наукой и бизнесом. Это две тесно взаимосвязанные сферы, которые во многих странах до сих пор развиваются отдельно друг от друга.

Например, в Италии некоторые компании открывают лаборатории по научным разработкам на базе своих головных офисов, чтобы использовать результаты исследований для создания новых продуктов. Однако это лишь единичные случаи. В России ситуация обстоит несколько лучше, объединение бизнеса и науки идет на более общем уровне. Тем не менее нам тоже есть к чему стремиться.

– Ты являешься победителем большого количества грантовых программ. Какие проекты ты реализуешь?

– Большая часть моих грантов была связана с одной большой многоэтапной работой на тему разработок в области металла и коррозии. Благодаря грантовой поддержке я написала свою магистерскую диссертацию. И часть моей работы легла также в диссертацию моего коллеги-партнера, который защищал кандидатскую. Кроме того, многие наши проекты в этом направлении были использованы одной из крупнейших лазерных компаний Санкт-Петербурга.

Сейчас я работаю немного в другом направлении, но и в рамках уже начатых исследований останавливаться не собираюсь. У меня есть идеи по дальнейшему развитию. Думаю, это очень актуальная тема, потому что металл сегодня используется практически везде.

– В начале разговора ты сравнила науку с искусством. Очевидно, что тебе очень близка художественная сфера. Чем еще ты увлекаешься?

– Да, я очень люблю искусство. И в целом я открыта всему в этом мире, мне нравится узнавать и пробовать новое. Особенно я люблю спорт – мне нравится бегать, плавать – словом, не стоять на месте. В Италии я очень прониклась восхождением на горы. Это такая активность, которая вдохновляет на новые идеи в работе.

– Какой твой любимый научный фильм?

– Мне интересно смотреть разные документальные фильмы про ученых и выдающихся людей. Меня очень вдохновляет их путь, то, как они справлялись с трудностями и шли вперед, несмотря ни на что.

– Если не наука, то какая сфера?

– Так как мне хочется нести благо миру, помогать людям, то, думаю, стала бы врачом. Когда-то я мечтала стать хирургом, но по разным причинам не смогла этого сделать. Зато сейчас у меня есть возможность помогать медицине через научные исследования. По крайней мере, я к этому стремлюсь.

Фотографии из личного архива Юлии Рузанкиной

к публикации подготовила текст Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media

Наука
7 млн интересуются