Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

«Держи неудержимого»

Вопрос: Наверное, каждый из нас замечал, что мы читаем молитвы по молитвослову, а наши мысли гуляют далеко, например, решая житейские вопросы. Как быть в таком случае: остановить молитву или начать читать ее заново?

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Ответ Протоиерея Андрея Ткачева:

– Как сказано: «Держи неудержимого» – ум неудержим, мысли мчатся. Надо держать их. Получится ли это всегда? Надо стремиться к этому. И священник, и монах, и епископ, и преподаватель духовной академии, каясь, скажет: «Отвлекаюсь, рассеиваюсь на молитве.

Говорит лишь язык – сердце не отвечает» или «язык говорит, а мысли разбегаются». Это всем нам известная беда. Может ли быть иначе? Да, но после приобретения крепкого молитвенного навыка.

Когда мысли убегают, поступать можно по-всякому: останавливаться, возвращаться к прочитанному, пользоваться принципом «лучше меньше, да лучше». «Побороться» над одной молитвой. И пока борешься над ней, может оказаться, что время правила прошло.

Но ты помолился. Эта борьба дорогого стоит – мне кажется, такая молитва качественнее, она приближает человека к большим плодам, нежели быстрое вычитывание.

В жизнеописании праведного отца Александра Мечева говорится, что он заставлял прихожан постоянно вникать в литургические молитвы. Одна его прихожанка долгое время не могла вникнуть в заамвонную молитву «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия», и отец Александр сам помогал ей, чтобы она боролась с собой и вслушивалась.

Со мной было так, что при чтении Шестопсалмия одни псалмы сразу ложились мне на душу, а другие как бы проходили мимо, словно я их не слышу. Тогда я стал уделять больше внимания именно тем, которые давались сложнее.

Такая работа должна происходить на богослужении и у мирянина, и у священника: все, что преподается как словесная пища, не должно проходить мимо, но попадать в тебя. Слушание Апостола, Евангелия, вникание – это тоже молитва. Молитва – это диалогическая форма общения с Богом.