Перед Вами один из эскизов к картине В.Г. Перова "Пугачевский бунт. Суд Пугачева. " Эскиз был сделан в 1875 году. Это- самое загадочное произведение Перова, которое отличается от более известного окончательного варианта картины 1879 года некоторыми деталями.
И как всегда, главное кроется в деталях! Всмотритесь в фрагмент эскиза! Кое-что тут выглядит слишком современно, не правда ли?
Человек в противоковидной маске, "байрактар"- беспилотник в виде совы, знамя с изображением рунического символа. Почему именно эти детали убраны в эталонном варианте? Весьма странно!
На ум приходят некоторые эпизоды истории. Например, пугачевскому бунту ( а по большому счету, гражданской войне в России) предшествовали бунты чумные, которые прокатились по стране, в связи с эпидемией чумы 1770 года, подорожанием продуктов и резким обнищанием народа после Турецкой и Польских войн на фоне бессовестного обогащения и произвола чиновников монаршей администрации. Возможно, маска и являлась отголоском той эпидемии.
Сова в христианстве символизировала силы тьмы, запустение, уединение, скорбь, дурные вести. Крик совы — это "песня смерти". Как существо, загадочное, ведущее ночной образ жизни, сова стала символом нечисти и колдовства. Кроме того, сова символизирует одиночество, она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. В то же время сова могла символизировать символ другого государства в нашей стране - Великой Тартарии. Флагом этого государства считалась черная сова на желтом фоне. И существовала связь между совой и династией Романовых, ибо как пишет Эдуард Руденко, династия Романовых прекратила своё существование со смертью Петра 2. "Ведь Анна Иоанновна была из рода Мстиславских, ибо её отец, Иван Пятый, был сводным братом Петруши Нарышкина!Восшествие на престол Российской империи Елизаветы Петровны – лишь короткое и ПОСЛЕДНЕЕ явление Романовых народу! Почему? Да потому, что Пётр 3 – потомок всё тех же Мстиславских! А дальше – Вы знаете: сплошь немчура!" А ведь Емельяна Пугачева почитали именно императором Петром 3! В то же время нельзя не вспомнить, что после казни Пугачева, его родственникам и потомкам сменили фамилию на Сычевых! Может быть, художник намекал и на это обстоятельство, изображая то ли сову, то ли сыча. А что российский беспилотник сделали в форме совы и назвали "Совой", так ведь на него и "Сокол" имеется.
Касаемо "вольфзангеля" на знамени, изображенном на эскизе , следует напомнить, что существует еще один вариант перовского полотна, где пугачевский флаг виден достаточно четко. Тут уже можно заметить, что рунический символ получается в результате наличия складок. Вроде как, восьмиконечный русский православный крест с тремя перекладинами. Только он почему-то не вертикальный, а горизонтальный! Справа присутствует и человек, который носит не маску, а повязку, какие обыкновенно были у подвергшихся наказанию в виде урезания носа или вырывания ноздрей. Но все-таки флаг тот, да не тот, и маска не та, да и летающего объекта в виде совы никакого нет! Зато во всех работах присутствуют кровь, слезы и унижение, которые являются непременными элементами русского бунта.
Перов замышлял серию из трёх произведений о пугачевской войне: о причинах бунта, о самом народном восстании и о суде над помещиками. Однако мастер не написал первые два полотна, а создал только последнюю часть задуманного триптиха. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: изучил много материалов, совершил поездки в Поволжье, Оренбургскую губернию, Уральскую область, где в конце XVIII столетия полыхало восстание. В общем, Перов мог бы написать изобразительный аналог пушкинской истории пугачевского бунта. Но по неизвестным причинам Перов не сделал этого, и даже уничтожил часть эскизов. Значит, сын губернского прокурора барона Криденера - художник Василий Григорьевич Перов все-таки точно что-то знал...