Найти тему
Трудный русский

Традиции имянаречения у индусов

Оглавление

Индия – страна большая и очень многонациональная. В ней живут разные народы, имеющие свои традиции имянаречения. Больше восьмидесяти семи процентов жителей этой страны говорят на языках ассами, бенгали, гуджарати, каннара, кашмири, малаялам, маратхи, ория, панджаби, санскрит, синдхи, тамили, телугу, урду и хинди.

Кроме того, в имянаречении большую роль играет религия – в Индии 95 % населения исповедуют индуизм и ислам. Оставшиеся пять процентов приходятся на последователей христианства, сикхизма, буддизма, джайнизма и некоторых других религий (огнепоклонства, иудаизма и пр.).

Мы будем в этой статье говорить только о личных именах индусов, то есть последователей индуизма.

Индийские имена состоят из двух частей: Шакти Капур, Арджун Рампал, Рани Мухкхерджи и т. п. По нашим с вами (европейским) понятиям это имя и фамилия, но у индусов значения этих имен другие: первое – это индивидуальное имя человека, а второе – это коллективное имя. Интересно, что в европейские справочники и энциклопедии имена знаменитых индийцев заносятся по второму имени, а в индийские – по первому.

Коллективное имя

Коллективное имя чаще всего свидетельствует о том, к какой касте принадлежит человек (или вообще к какой-то большой группе людей). В Индии с кастовой системой организации общества борются уже много лет, но традиции очень сильны, особенно в сельской местности. Первое, что индусы хотят знать о человеке, – это его принадлежность к касте.

К примеру, к высшей касте – касте брахманов (жрецов) относятся люди, носящие имена Чатурведи, Tpuведи и Двиведи («знающий четыре, три, две веды»), Шукла («светлый»), Шарма, Варма, Упадхьяя.

Имена людей, принадлежащих к касте кшатриев (воинов): Синх (Сишх), Арора, Чопра.

Но и это еще не вся информация, которую дает коллективное имя! Если учесть, что в каждом регионе страны используют свои имена ­– показатели касты, то знающий человек легко сможет определить, не только к какой касте принадлежит носитель имени, но и откуда он родом.

К примеру, имена с окончанием –иял (Гхилдиял, Униял, Наутиял и т. п.) дают брахманам в предгорьях Гималаев, северных областях Уттар Пра-деша), а имена с окончанием -ия (Бхаратия, Далмия, Менария и др.) – торговцам в Раджастхане и т. д

Из этого же имени можно почерпнуть информацию еще и о том, к какому народу принадлежит его носитель. Имена Чатурведи (как и остальные -веди), Шарма, Щукла дают представители хинди; Чаттопадхьяя (Чаттерджи), Бандопадхьяя (Банерджи), Мукхопадхьяя (Мукерджи) – бенгальцы, Десаи, Мегхани, Крипалани – гуджараты и т. п.

Возьмем для примера имя Синх (сингх «лев»). Это имя должно принадлежать кшатрию родом из Раджастхана, представителю этно-конфессиональной группы сикхи.

Индивидуальное имя

Ну и несколько слов нужно сказать про первое – индивидуальное имя. Оно обычно бывает легко понятным для индусов и часто состоит из двух (иногда из трех и более) компонентов, взятых из санскрита.

Первым элементом индивидуального имени обычно бывает нечто, относящееся к религии – индуизму.

Нередко это имя одного из богов или канонизированного мифологического героя: Рама, Кришна, Шива. Отметим, что такие имена дают в основном брахманам.

Кроме того, первым элементом индивидуального имени может быть эпитет или описательное наименование тех же богов и героев: Бхагават «божественный», Гангадхар «держатель Ганга», Гириш «владыка гор», Вишванатх «повелитель вселенной» – эпитеты Шивы, Говинд «хранитель коров», Мохан «чарующий» – описательные имена Кришны.

В качестве первого элемента могут выступать названия священных для индусов мест (Матхура, Вриндаван, Гокуль – для Кришны, Каши – для Шивы, Айодхья – для Рамы), имя какого-либо высокопочитаемого персонажа индийской мифологии (Арджуна, Бхима).

Кстати, дискриминации женщин в этом плане нет. Именами богинь свободно могут назвать мужчин, а именами богов – женщин. Примеры имен богинь, используемые в личных именах людей: Дэви (или Махадэви), Дурга, Бхагвати («божественная» – эпитет Дурги), Гириджа («рожденная в горах» – эпитет Дурги), Сита.

Также этот элемент может означать желаемую черту характера: мая «уважение», крипа «милосердие».

В тех местностях, где особо почитается один из каких-либо индуистских богов, и детей называют в честь него. Таким образом по имени можно судить, к какому течению индуизма (шиваизму, рамаизму или кришнаизму) принадлежит носитель имени.

Второй компонент индивидуального имени – слова со значением дарения, душевного состояния, благодарности и др.: -дас «слуга», -прасад «дар», -шаран «защита».

В целом имя можно прочитать, например, так: Шивапрасад «дар Шивы», Рамвилас «восторг Рамы», Вриндаванлал «любимец Вриндавана», Майтхилишаран «находящийся под покровительством Майтхилки (Ситы)».

Для отличия женских имен от мужских добавляются элементы -дави, -кумари и др.

В каждом регионе есть свои излюбленные модели имянаречения. Например, элемент -прасад («дар») используют чаще всего кшатрии и брахманы на востоке Уттар Прадеша и в Бихаре, а элемент -дан с тем же значением – в Раджастхане. Если человека зовут Шивапрасад, то скорее всего он родился на востоке Уттар Прадеша, а если Шивадан, то в Раджастхане.

В современном мире публичные люди часто придумывают себе псевдонимы. Наблюдается также тенденция к упрощению имен.

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА

Интересные факты о китайских фамилиях

Как звучит имя Мария в разных языках?

Какое слово возникло раньше: Иуда или иудеи?