Найти тему
Наталия Ефимова

Ошибки, которые не сделали китайцы

Была удивлена, увидев в "Белой студии" Дарьи Златопольской востоковеда Алексея Маслова, которого привыкла слышать на политических разборках.

Директор Института Азии и Африки МГУ, директор Института Дальнего Востока РАН (возможно ВРИО), профессор.
Директор Института Азии и Африки МГУ, директор Института Дальнего Востока РАН (возможно ВРИО), профессор.

Говорили о китайском менталитете вообще и о конфуцианстве, в частности. О том, как опыт предков влияет на современную жизнь самой многонаселенной страны на планете.

Выпускник академии ушу при Шаолиньском монастыре. Доктор исторических наук.
Выпускник академии ушу при Шаолиньском монастыре. Доктор исторических наук.

Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.

Это сказал Конфуций, который родился в 551 году до н.э. На родине его называют "Учителем десяти тысяч поколений".

Жизненный путь китайского философа:

"В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры".

Посыл о целостности жизни, который мне, пожалуй, пригодится:

"Учитель говорил:

– Кто утром слышит о Пути, тот может вечером и умереть спокойно".

О воспитании маленьких китайцев:

-3

Уважение к старшим и забота о младших - то, на чем держится Китай. Это часть огромной конфуцианской культуры.

Мы себя идентифицируем с определенной группой людей. Наши - не наши (к примеру, по религиозному признаку). Китай устроен по-другому: правило про старших и младших - часть политической устойчивости Китая.

Стране 5 тысяч лет. Второй такой на свете нет. Непрерывная связь традиций закладывается в детстве. Человек чувствует себя частью необъятной древней культуры, которая не ограничивается географическими границами. Хотя страна - причудливая смесь разных царств, где люди говорят на разных языках.

Но все они - китайские.

При всех гигантских различиях жителей провинций каждый китаец чувствует себя частью большой общей культуры. Есть понимание: мы живем в рамках одного государства, которое нас накрывает зонтиком, оно должно о нас заботиться, а мы его уважаем. Да, они как бы даруют ему часть своих свобод, деиндивидуализируются. Да, ограничен интернет. Это плохо, если смотреть извне. А изнутри?

Алексей сказал, что наблюдает в Китае уже на протяжении 30 лет странный парадокс - там нет того, что мы называем диссидентством. Есть люди, которые недовольны начальником, местным секретарем парткома. Это нормально. Но говорить, что система власти неправильная, ее нужно сменить, могут только какие-нибудь городские сумасшедшие.

Дарья попробовала пересказать один из центральных постулатов конфуцианства. (Прямой цитаты мне, к сожалению, отыскать не удалось). Благородный человек должен служить государю, отдавать свои силы, даже если государь не идеален. Он должен делать всё, что полезно обществу.

- Служение, - сказал, не возразив ей Алексей, - имеет в Китае почти религиозный подтекст. То, что я служу государству, является сутью и смыслом жизни. Неважно чиновник я или простой крестьянин, я служу государству как общему делу.

Не человеку в Пекине, которого я могу даже не знать. Конфуцианская преданность это преданность государству, а не конкретной персоне.

Когда в 90-е в Китае начались реформы, первые деньги на них пришли от китайцев, которые давно покинули Родину - потому что для них это было воплощение мечты служения своей стране.

-4

Очень интересный диалог состоялся вокруг понятия "индивидуальность". Ведь индивидуум, пожалуй, главная ценность в сегодняшнем западном мире. И даже учитель не может ничего сказать ребенку в жесткой форме.

А в Китае, на взгляд Алексея Маслова, нет даже такого слова. Хотя он обещал потом Дарье посмотреть в словаре "новоязов". Есть понятие - человек. Он находится в диалоге с неким божественным началом, которое может быть у каждого своим. Вот оно у каждого индивидуализировано.

********

Параллельно, пока смотрела, открыла книгу Конфуция "Уроки мудрости". Читать ее нетрудно, там очень короткие высказывания. И, сделав перерыв на кофе, зависла над очередным:

Цзи Просвещенный трижды думал, перед тем как действовать.

Учитель, услышав об этом, сказал:

– Достаточно подумать дважды.

А остроумный был чувак, подумалось мне.

Другое высказывание добило мой усталый мозг:

Учитель говорил:

– Кто может выходить, минуя дверь?

*******

Часть разговора я опущу, потому что вы можете и сами посмотреть. И заглянуть на сайт, который есть у профессора Маслова. Процитирую лишь то, что к концу разговора особенно зацепило. И имеет, на мой взгляд, отношение к нашей сегодняшней ситуации.

Пересказ не означает, что я вам тут что-то навязываю. Просто интересно и полезно. И есть о чем подумать. Вот и всё.

Алексей Маслов:

- Мы почему-то жутко не доверяем государству. Всё, что оно ни делает, жутко неправильно. А вот Отечество - оно больше, чем государство. И мы готовы пожертвовать нашими интересами. Вот эта готовность пойти и умереть за это... Вы не встретите ее в таком масштабе ни в какой американской или европейской культуре.

Да, подтвердила Дарья, только что посмотревшая с Алексеем кусочек китайского кино и эпизод из "Коммуниста" с Урбанским, который кричит: "Людям нужен хлеб!" и готов пожертвовать собой ради того, чтоб он у людей был, - герой американского кино не может умереть ради идеи, которая продолжит жить.

Потому что тогда у них не будет хэппи энда.

Укрепились в этой мысли, вспомнив "Аты-баты, шли солдаты" и "А зори здесь тихие". Вернулись к идее служения, с которой мы, пожалуй, совпадаем с Китаем.

Русский патриотизм базируется тоже на идее служения.

- Иначе - ради чего мы здесь собрались? - спросил профессор Маслов, имея в виду веселый наш народ и нашу землю.

Поговорили о том, что такое успех, что такое счастье - для русской, европейской, китайской культуры. И тоже тут не все однозначно.

Может, нам стоит изменить свой взгляд на самих себя и окажется, что мы не так уж не успешны, предположила Дарья.

Алексей тут же рассказал ей об упражнении, форме медитации, которую предлагают одной из первых в буддистском монастыре:

- Представьте, что вы умираете. От вас все отказались, вас все считают подлецом. У вас нет ни денег, ни семьи. И, скорее всего, когда вас не станет, о вас все будут думать только плохо. В общем, полный крах. Скажите - что после этого у вас остается? Попробуйте осознать себя как человека, не зависящего от этих оценок. Трудно. Для европейца вообще почти невозможно... Как это? Я разорился, меня никто не любит. И человеку очень сложно отвлечься от этого негатива...

-5

- Обнаружить то самое в себе, что остается, если всё, что является наростом социального одобрения, смахнуть, - сформулировала очень умная, не то что я, Дарья.

Нарост - это сильно.

Только синее небо над головой!

И чтоб совсем уж мало не казалось, ступлю вместе с героями "Белой студии" совсем на тоненький ледок.

- Вся культура, которая есть вокруг нас, - сказал профессор Маслов, - приучает нас постоянно находиться внутри этих оценок. Лайки, дизлайки - часто очень важный момент нашей жизни. И отвлечься от них сложно. Учитывая, что сейчас появилось целое поколение людей, которые только и живут в понятии лайков-дизлайков, хейтерства, постоянных конфликтов это не шутка. Это будет продолжаться, потому что у нынешних детей будут дети. И это будет приводить к постоянному конфликту. Внутри общества. Внутри различных обществ. Китай сейчас внезапно сделал странную, недемократичную вещь - взял и массово прикрыл часть чатов, блогов... Государство вмешалось в воспитание человека. Вмешалось очень жестко. Китай заблокировал часть чатов - не тех, что с запада влияют на Китай, а своих же. Не политического свойства. А тех, что разрушают сознание, ту самую конфуцианскую культуру. Реальность и культура, как говорил Конфуций, это ощущения единые, но не тождественные. Да люди разные, у нас разные мнения. Но мы все-таки едины. Пока Китай ощущает себя как единое культурное тело, как единое дыхание - он будет существовать бесконечно. Как только люди начнут распадаться на группы любви-нелюбви - случится чрезвычайный раскол. И процесс пойдет на весь мир. Нам надо крайне опасаться того, что Китай распадется. Никому тогда мало не покажется.

***********

На закусочку из Конфуция:

Учитель сказал:

– Мэн Чжифань был скромен. При бегстве находился в арьергарде, но перед въездом в город подстегнул свою лошадь и молвил: «Я не посмел бы ехать сзади, да конь не шел вперед».

И еще:

Учитель сказал:

– В наш век едва ли избежишь беды, если ты красив, как сунский Чжао, а красноречием жреца Чжу То не обладаешь.

Кого мне эти персонажи напоминают?

Дочка посоветовала посмотреть китайские дорамы ("мама! хоть одну!"), сказала, что каждое высказывание может иметь, как иероглиф, тысячу смыслов, люди ломают над ними голову тысячи лет. И умчалась на занятия.

Я почесала репу и пошла думать. На кухню. Как раз продукты подъехали. Самое время и место подумать. Надеюсь, и вам подкинула пищу духовную. Чтоб не зацикливались на сиюминутном.

Приятного!

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

Такой отрывок показали перед нашим "Коммунистом" с Урбанским.