Ok, Google, если меня укусил тоддлер, то я обязательно обнулюсь до младенчика?
Давайте договоримся, что агрессивным мы будем называть, то поведение, когда одна особь пытается причинить другой целенаправленный вред: ударить, отнять предмет, толкнуть, укусить, обидеть, оскорбить.
Назначение у сознательного (СОЗНАТЕЛЬНОГО) агрессивного поведения - обозначить границы, правила, роли.
Теперь вспоминаем про лобные доли. Речь в данном контексте идти о тоддлерах не может. Совсем никак.
Дома у нас не живёт маленький монстр, который хочет сделать больно, унизить, поиздеваться или поржать над вашими синяками, которые остались от зубов.
Он выражает свой протест, пытается справиться с волной кортизола или дофамина, изучает мир и тренирует эмоциональную мышцу.
Интересно, что чаще всего запрос на эту тему поступает от мам, чьим детям нет и двух лет. Самый пик приходится на год. Если взять окно, то примерно с 7 и до 24 месяцев.
Деть эмоции переживает телом, реагирует на всё тоже телом, живёт телом.
Гиджил эмоции - это эмоции, с которыми мы справляемся через тело. Казалось бы, да? Мы взрослые люди. Можем сказать все словами или проявить себя как-то более социально, нежели укус или объятия до хруста.
Но нет, мы не справляемся на эмоциональном и гормональном уровнях и.... Кусь.
Эта история, кстати, отлично иллюстрирует ответ на вопрос: "почему ребёнок кусает только маму до того, как попадёт в детский коллектив?".
Почему вам хочется кусать только мужа, например, или близкую подругу?
Вот и ребёнок. Вы только представьте, у него же не просто гиджил эмоции, а настоящая гиджил реальность. Он ещё не умеет оттормаживать и реагировать иначе. Просто нервная система ещё не готова к этому.
Больно — рыдает, устал — капризничает и падает на пол, хочет что-то взять — немедленно предпринимает попытку свистнуть это со стола.
У мелкотни отсутствуют структуры, осуществляющие контроль.
Воля есть, а контроля нет. Хочу и буду. Прям сейчас.
Плюс он прокачивает свой эмоциональной интеллект с помощью зеркальных нейронов. Помните да, как ребь ударил маму и рыдает так, будто ему что-то тяжёлое упало на ногу?)
Заводить эту нудятину из серии: "и тебе не стыдно? Мама теперь плачет, ей больно", бессмысленно, за отсутствием таковых. Ребь только обтачивает свои социальные скиллы о вас и учится справляться с собой.
Ну, каамооон, девачки, у него совести нет, смиритесь.
Забудьте о ней примерно до лет 5-7.
Но вопрос "Что делать?" все равно остаётся открытым, верно?
Поведенческие цепочки, среду и логику мира никто и никуда не девал.
Первое. Самое. Главное. Правило.
Никогда не впадаем в регресс и не встаём на один уровень в эмоциональном развитии с ребёнком.
Око за око, зуб за зуб. Не надо этого.
Останавливаем бушующего Халка. С помощью тибетских практик переводим силу соперника в мирное русло. Потопали, похлопали, поорали, покусали игрушку, обнялись и поцеловались.
Повторять одну и ту же последовательность каждый раз.
Обычно я советую сразу проговаривать правило: "маму бить нельзя, давай потопаем".
Но, если ляль ещё очень мал, вы не ожидайте от него озарения.
*я был в ярости из-за того, что у меня лезут клыки, подайте мне, пожалуйста, синий прорезыватель*
Мы эти штуки проговариваем для себя. Чтобы, когда пришло время, не пришлось перенастраиваться на другую тактику. Автоматизмы и все такое.
Что мы можем ещё сделать?
Получить чёрный пояс по утеканию от зубов ребёнка, не вызывая при этом смех.
Серьёзно, чем больше эмоций будет вызывать ваше сопротивление, тем чаще будет повторяться событие.
Это может сыграть нам хорошую пользу. Все свои эмоции мы можем вкладывать в альтернативу вашей руки.
Ей маааааё, вот это да! Ты кусаешь игрушку! Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Великолепно! Папа, иди сюда!
Ну, вы поняли)
Очень хочется всех поддержать и просто сказать, что ребенок не хочет сделать вам больно и сводить вас на прогулку по всем семи кругам.
Деть кусается или пинается потому, что его раздирают эмоции, а выражать их он иначе не умеет. Пока что.
Если быть честными, то и взрослые то не все умеют различать такие понятия, как: чувства, мысли, действия.
Поэтому после 2 лет, задача альфы — научить его выражать свой гнев словами.
Не пинать альфу ногой, а громко кричать «плохая мама».
А нам к этому моменту научиться нормально к этому относиться и предлагать решение проблемы.
Сбросить физическое напряжение, предложить альтернативу или ещё раз проговорить правила.
А годам к пяти хорошо бы уже перейти на новый лэвл и этого не говорить, а произносить что-то вроде: «АААА! Я ужасно разозлился!».
На приобретение этого навыка у нас самих есть время)
По праву рождения в ПО юного мозга не загружаются социальные программы по умолчанию, заводская комплектация немного скуднее, нежели мы бы хотели.
По умолчанию — это как раз бить с ноги, когда что-то не по его хотению. У некоторых взрослых этот навык сохраняется.
Ещё взгляните, как бы со стороны на эти ситуации.
Например, деть уловил, что, когда он толкается, мама вскакивает со скамейки и мчится к нему. Ну вы поняли.
Или, если на кого-то замахнуться, его подхватят на руки и уведут с площадки или вообще домой. Он уже устал гулять, поэтому просто повторяет успешную схему.
Что почитать?
▪️ Карен Прайор «Не рычите на собаку!»
▪️ Элейн Мазлиш, Адель Фарбер «Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили»
▪️ Мэри Шиди Курчинка «Ребёнок с характером»