Найти тему
Мир и Техника

ЭР200-предшественник "Сапсана"

Сегодня добраться из Москвы в Санкт-Петербург по железной дороге можно меньше, чем за четыре часа, благодаря современному скоростному электропоезду «Сапсан». Но что было до него? Ведь это чудо техники существовало не всегда.

История создания

С момента открытия в России железной дороги между двумя столицами, инженеры всегда искали решения, как преодолеть этот путь за меньшее количество времени. Так в середине 1960-х г.г. были определены параметры для поезда, который смог бы ехать со скоростью 200-250 км/ч. Так началась разработка советского скоростного электропоезда. Проектировали поезд на Рижском вагоностроительном заводе с привлечением коллективов из более чем 50 НИИ, заводов и проектных организации.

ЭР200
ЭР200

Первый этап работ был завершён в 1970 году, а уже в 1973 году был построен первый опытный состав из шести вагонов. Позже достроено еще 8 промежуточных вагонов. В 1974-1975 г.г. ЭР200 проходил обкатку и наладку на скоростном полигоне ВНИИЖТа Белореченск-Майкоп. Испытания подтвердили возможность поезда разгоняться до скорости более 200 км/ч и он был допущен до следующих испытаний уже на Октябрьской железной дороге. После этого ЭР200 был приписан к локомотивному депо Ленинград-Пассажирский-Московский. А уже 16 ноября 1979 года электропоезд смог совершить свой первый опытный рейс с пассажирами. Однако проверочные и повторные наладочые работы затянулись, и поэтому регулярно по расписанию поезд стал ездить только с 1 марта 1984 года.

Кабина машиниста ЭР200
Кабина машиниста ЭР200

В 1991 году был изготовлен второй состав (ЭР200-2) из шести вагонов, затем в 1992-1994 г.г. он был доукомплектован еще шестью вагонами. Данный состав имел некоторые конструктивные отличия от вагонов первого образца, однако вскоре эти различия удалось устранить. Внешне же головной вагон второго поколения отличался от первого сдвоенными буферными фонарями и наличием дополнительного прожектора над лобовым стеклом кабины машиниста.

ЭР200-2
ЭР200-2

Технические характеристики

Корпус поезда выполнен из алюминиевого сплава для облегчения конструкции. Колёсные пары состоят из цельнокатанных (безбандажных) колес. Для снижения лобового сопротивления носовая часть ЭР200 вытянута и заужена вперёд. Каждый вагон, кроме головных, оснащался четырьмя тяговыми двигателями. Длина вагона составляет 26 метров, ширина 3,14 м, высота 4,2. Масса пустого вагона 442 тонны. Максимальная допустимая скорость – 200 км/ч. Поезд рассчитан на напряжение постоянного тока напряжением 3 кВ.

ЭР200 в проекциях
ЭР200 в проекциях

Эксплуатация

Как уже было сказано выше, регулярная эксплуатация ЭР200 началась 1 марта 1984 года. Время поездки между столицами составляло 4 часа 50 минут. В 1993-1994 годах были организованы выходные рейсы в Новгород. В начале 2000-х поезд преодолевал расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за 4 часа 30 минут, а в августе 2006-го ко дню железнодорожника электропоезду удалось преодолеть это расстояние за 3 часа 55 минут. В 2009 году пассажирская эксплуатация ЭР200 окончилась, так как на смену ему пришел более совершенный «Сапсан». После большинство вагонов развели по разным железнодорожным музеям в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, на Рижском вокзале в Москве. А некоторые до сих пор остаются все в том же Петербургском локомотивном депо.

Салон ЭР200
Салон ЭР200

ЭР-200 стал первым и единственным скоростным электропоездом СССР. Он был настоящим достижением техники своего времени. Но к сожалению, ничто не вечно, и легендарный ЭР200 потеснил более совершенный во всех смыслах «Сапсан».

#железная дорога #ссср #техника #поезда